Рабаш, Шлавей Сулам, ч.3, 25, "Что такое подготовка в канун субботы в духовной работе"
И в простом понимании существует много объяснений, однако в смысле духовной работы, - что такое труд в канун субботы, чтобы от этого было что есть в субботу? Суббота, как мы видим, называется подарком, а не милостыней. Как сказали мудрецы (трактат Бейца, 16:1): "Чтобы знали, что Я, Творец, освящаю вас". Сказал Творец Моше: "Моше, есть у меня хороший подарок в сокровищнице моей, и называется он "суббота", и желаю Я дать ее Исраэлю. Пойди и сообщи им". И Гмара приводит это в доказательство того, что дающий подарок товарищу должен сообщить ему об этом.
Суббота называется "подарком", а вера - "милостыней".
Милостыня дается в тайне, и дается как самое необходимое. А подарок дается как знак любви и дается как избыточное, не необходимое, т.к. в подарке важен не сам подарок, а любовь, о которой подарок говорит явно.
И из сказанного поймем, что такое подарок и милостыня в духовной работе. Ибо вера - это свойство "выше знания", которое считается невидным и называется "втайне". И вера называется милостыней, как сказано выше, потому что человек, дающий милостыню, не хочет, чтобы нищий давал ему что-то взамен. Ибо что может человек, у которого нет ничего, и потому он нищий, дать взамен дающему милостыню? Но возможно он возвращает ему благодарность за милостыню. Поэтому сказано: тайная милостыня называется истинной милостыней, потому что нищий не знает, кому воздать благодарность.
И комментаторы спрашивают о стихе: "И поверил в Творца, и Он засчитал это милостыней для него", - мы не знаем, кто засчитал кому. Ведь согласно правилу, которое мы учим, только лишь один Творец вершит и будет вершить все дела. В таком случае, возникает вопрос: что человек делает со своим выбором? Ведь если все делает Творец, где тут есть место для выбора, то есть для работы человека?
А слова: "Мы не знаем, кто засчитал кому" - означают, что сначала Авраам считал, что тем, что он поверил, он дает милостыню Творцу. А после действия, он сказал, что Творец посчитал (нужным) дать силу веры, - дабы он мог верить, - в виде милостыни. Творец посчитал (нужным) дать ему силу, поэтому у него были силы верить. И отсюда поймем, - почему вера называется милостыней. И милостыней она называется для них обоих.
Матф 9гл.
"пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. "
Можно быть иудеем и без Торы, когда он удостоился только свойства веры, то есть свойства милостыни, поскольку без веры иудеем быть нельзя. Поэтому вера называется милостыней, а Тора называется подарком, где Творец - дающий этот подарок. И также суббота называется подарком, как сказали мудрецы, что суббота подобна будущему миру (Зоар, глава Берешит, стр.4882). И еще они сказали, что "суббота дана Исраэлю для святости, для наслаждения и для отдыха, а не для страдания" (Мидраш Танхума, глава Ваера, 1).
"Как мы говорим: "Выбирающий народ Свой Исраэль с любовью" То есть, Творец выбирает народ Свой Исраэль. И вопрос: что такое Исраэль? Тот, кто принял на себя веру, называется "Исраэль", а вся подготовка - это труд быть (в свойстве) "Исраэль"."