Религиозно-философский форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религиозно-философский форум » Религиозно-философские учения » Учение каббалы в свете "Теории Многополярности"


Учение каббалы в свете "Теории Многополярности"

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

"Теория Многополярности"  (ТМ) безусловно шире учения каббалы, т.к. рассматривает человека не только с точки зрения "мира ума", как каббала. Тем не менее ТМ все-таки проще, что не так уж удивительно. Точно так же "теория Коперника" для расчетов местоположения оказалась проще и точнее, чем геоцентрическая теория Птолемея, где все вращалось вокруг Земли.

"Мир ума" в ТМ является только одним из семи органов чувств, и вся каббала относится к исправлению "мира ума", и не имеет непосредственного отношения к тому, что называется в ТМ "изначальным единством" непосредственного восприятия.  Двуполярность мышления на ранних этапах развития подобно уму ребенка является созидательным процессом. В каббале в мире Эйн Соф творение и Творец едины. Есть два основных состояния Сознания и в ТМ: "Ян" и "Инь", которые тоже едины в суперпозиции и меняются по предопределенным законам. Но сами законы  не могут быть выражены иначе, чем в "мире ума". Отличие же с каббалой в том, что каббала предполагает начало для творения, а следовательно и развитие в двуполярных отношениях в причине и следствии, от прошлого к будущему. В ТМ нет никакого "развития", а есть только "здесь и сейчас". И сам мир ума тоже находится только в состоянии "здесь и сейчас" независимо от состояния и содержания мыслей.   

Интересно, что в ТМ тоже процессы делятся на "молодые" и "старые", но это определяется не временем от начала процесса, а качественным состоянием мира ума. Так Лао-Цзы говорит: "Сильное и крепкое разрушается, а слабое и гибкое развивается".  "Твердость, окаменелость" - это показатель старости состояния мира ума, "Гибкость, подвижность" - показатель состояния молодости ума. Ум мудреца молод, потому и определяется мудрость, как "осознанная молодость". "Осознание" здесь относится к миру ума, а не к Самому Сознанию.

Состояние Сознания "Ян" называется в ТМ внешним состоянием и "раскрытием", а "Инь" - внутренним и  "закрытием". Этим состояниям соответствуют и состояние органов непосредственного восприятия. Но "мир ума" есть только в "Инь", в "Ян" мира ума нет от слова совсем. Нет в мире "Ян" и болезней.

Напомню, что в каббале "внешнее" и "внутреннее" в основе учения: свет делится на "внутренний" и "окружающий", а сосуды на "внутренние" и "внешние". Само понятие "сосуд" определяется как "место для света", а "свет" - как "наслаждение" приходящее в сосуд извне.  И в ТМ сознание может пребывать в состоянии "удовлетворения" и "неудовлетворения". "Неудовлетворительное состояние" Сознания считается патологией, нарушением гармонии между "Ян" и "Инь" и фаз развития каждого из состояний.

В состоянии "Инь"  мир ума - особый мир. Патологии в состоянии "Инь" происходят от особых возможностей в мире ума. Но эти же возможности могут значительно расширить  качественные состояния удовлетворенного Сознания. Как говорится на Востоке: "Одно и то же одного может уничтожить, а другого возродить". Наблюдение за миром ума показывает, что двуполярное состояние мира ума является старым, требующим обновления, иначе значительных разрушений в мире не избежать. Каббала способна целенаправленно изменять мир ума, используя возможности самого мира ума, несмотря на закон "замкнутости ума". Это изменит и общее состояние Сознания в удовлетворенное, гармоничное, молодое состояние. Такое изменение мира ума не является чем-то совершенно новым, оно уже применялось на Востоке, хотя и было сильно ограничено состоянием "Инь" и  возможностями тела.

0

2

VladK написал(а):

"Теория Многополярности"  (ТМ) безусловно шире учения каббалы, т.к. рассматривает человека не только с точки зрения "мира ума", как каббала.

Ошибка в исходном утверждении

Заблуждение: Сводить каббалу к «миру ума» — всё равно что считать океан каплей воды.

+1

3

VladK написал(а):

вся каббала относится к исправлению "мира ума", и не имеет непосредственного отношения к тому, что называется в ТМ "изначальным единством" непосредственного восприятия.

это утверждение не совсем верно. Каббала действительно занимается исправлением (тикун) мира, но её глубинное учение выходит за рамки только «мира ума» (или мира Брия, связанного с разумом).

1. Каббала и «изначальное единство»
В каббале высшая реальность — это Эйн Соф (Бесконечное), которое абсолютно едино и не поддаётся концептуализации. Это близко к понятию «изначального единства» в теории многополярности Ленского, поскольку:

Эйн Соф предшествует любым полярностям (добро/зло, свет/тьма, субъект/объект).

Дерево Жизни (10 сфирот) описывает процесс эманации из этого единства в множественность, но конечная цель каббалы — возвращение к единству через исправление души и мира.

2. Каббала не ограничивается «миром ума»
Мир Ацилут (мир ближайший к Эйн Соф) — это мир чистых архетипов, где ещё нет дуальности.

Мир Брия (мир творения) связан с разумом, но каббала работает и с более высокими (Ацилут) и низкими мирами (Асия, действие).

Исправление (тикун) включает не только интеллектуальное постижение, но и прямое переживание Божественного (двекут).

3. Разница с теорией Ленского
Ленский акцентирует непосредственное восприятие вне концептов, а каббала использует сложную символику (сфирот, парцуфим). Однако:

Каббалистическая медитация (каванот, йихудим) ведёт к преодолению дуальности и слиянию с Божественным.

Цель каббалы — не просто «исправить ум», а растворить иллюзию отделённости, что близко к «изначальному единству».

Вывод
Каббала не сводится только к исправлению «мира ума» (Брия), а включает и выход за пределы дуальности, приближаясь к идее «изначального единства». Однако методы каббалы более структурированы, чем в некоторых недвойственных учениях.

0

4

написал(а):

Цель каббалы — не просто «исправить ум», а растворить иллюзию отделённости, что близко к «изначальному единству».

Вот несколько авторитетных источников из каббалистической литературы, подтверждающих, что цель Каббалы — выход за пределы дуальности и иллюзии отделённости (разделённости) и возвращение к изначальному единству (איחוד — ихуд).

1. Книга «Зоар» (основной текст Каббалы)
Текст на иврите (Зоар, Ваикра, 10b):
"כל מה דלעילא ותתא כלא חשיב ולא אשתמודע אלא ביה, דאיהו יחידאי שלים בכולא"

Перевод:
"Всё, что наверху и внизу, не считается и не познаётся, кроме как через Него, ибо Он — Единственный, совершенный во всём."

Смысл:
Зоар подчёркивает, что всё сущее — лишь проявление Абсолютного Единства (אין סוף — Эйн Соф), а истинное знание — это осознание, что ничего, кроме Бога, не существует.

Ссылка:

Стандартное издание Зоар с комментариями Сулам (Ашлаг), раздел Ваикра, стр. 10b.

Доступно онлайн: Sefaria — Zohar, Vayikra 10b

2. Рабби Ицхак Лурия (Ари), «Эц Хаим» («Древо Жизни»)
Текст на иврите (Шаар 1, Друш 1):
"כל העולמות עליונים ותחתונים לא נבראו אלא בשביל האדם, כדי שישיג וידע שיש אלוה אחד, והוא יחיד ומיוחד, ואין עוד מלבדו"

Перевод:
"Все миры, высшие и низшие, были созданы только ради человека, чтобы он постиг и узнал, что есть один Бог, и Он — Един и Единый, и нет ничего, кроме Него."

Смысл:
Ари объясняет, что цель творения — осознание абсолютного единства Бога (ихуд), что подразумевает растворение иллюзии отделённости.

Ссылка:

Эц Хаим, изд. с комментариями Виленского Гаона, Шаар 1.

Доступно онлайн: HebrewBooks — Etz Chaim

3. Рабби Шнеур Залман из Ляд («Тания», Ликутей Амарим, гл. 2)
Текст на иврите:
"כל הנשמה תהלל י-ה, נפש האלהית היא חלק אלוה ממעל ממש, וכשם שאין שניים לו יתברך כך אין שניים לה"

Перевод:
"Вся душа восхвалит Бога — божественная душа есть буквально часть Бога свыше, и как нет двойственности в Нём, так нет двойственности в ней."

Смысл:
В хасидской Каббале (ХаБаД) подчёркивается, что истинная природа души — единство с Богом, а иллюзия отделённости (דמיונות — димйонот) должна быть преодолена.

Ссылка:

Тания, стандартное издание, гл. 2.

Онлайн: Chabad.org — Tanya, Chapter 2

4. Рабби Йегуда Ашлаг («Бааль Сулам»), «Предисловие к Талмуду Десяти Сфирот»
Текст на иврите (п. 155):
"תכלית הבריאה היא להביא את הנבראים לדביקות בו יתברך, שהיא השתוות הצורה, כלומר, שיהיה כל מציאותם רק להשפיע"

Перевод:
"Цель творения — привести создания к слиянию (двекут) с Ним, что означает подобие формы, то есть чтобы всё их существование было лишь ради отдачи."

Смысл:
Бааль Сулам объясняет, что исправление (тикун) — это уподобление Богу, т. е. переход от эгоизма (קבלה для себя — каббала ле-ацмо) к единству (השפעה — ашпаа, отдача).

Ссылка:

Талмуд Десяти Сфирот, Предисловие, п. 155.

Онлайн: Kabbalah.info — Talmud Eser Sefirot

Вывод
Эти источники подтверждают, что:

Цель Каббалы — единство (ихуд) с Эйн Соф, а не просто исправление ума.

Иллюзия отделённости (דמיונות הפירוד — димйонот а-пируд) должна быть растворена.

Это близко к «изначальному единству» у Ленского, но в Каббале акцент делается на пути через сфирот, а не на мгновенном недвойственном переживании.

0

5

air написал(а):

Ошибка в исходном утверждении

Заблуждение: Сводить каббалу к «миру ума» — всё равно что считать океан каплей воды.

Ваше отрицание показывает состояния вашего мира ума, как двуполярного. Это типичная реакция человека делящего все на "правильное" и "неправильное". Ваш аргумент мне совершенно непонятен. Мир ума - это не "океан", а всего лишь один из органов восприятия мира из семи, который присутствует только в состоянии "Инь". У вас он гипертрофирован и избалован, как и у большинства людей, придающих ему высшее место в иерархии ценностей. Правда, на практике, это все обычно оказывается  банальным лицемерим. Мир ума требуется лечить, а для начала надо увидеть внутри себя эту скверную привычку к осуждению всего непонятного.

Далее следует переходить к уму мудрости, оставив только "наблюдательный ум" и выходить на "принцип недеяния", чтобы убрать линейность мышления. Если вы действительно будете изучать каббалу, а не надмеваться своим примитивным умом, то увы увидите и почувствуете, как в каббале формируется многополярность мышления.

Каббала действительно занимается исправлением (тикун) мира, но её глубинное учение выходит за рамки только «мира ума» (или мира Брия, связанного с разумом).

Каким образом? Любое учение - это только мир ума, который является лишь одним из органов восприятия реальности.
Вы как не понимали, что любой образ есть только образ ума, а не реальность, которая воспринимается всеми органами чувств только здесь и сейчас, так до сих пор не понимаете. Ваше воображение мира ума не является копией реального мира. Неужели понять, что воображаемая корова, не даст вам молока так сложно?

Отредактировано VladK (2025-06-20 19:51:17)

0

6

VladK написал(а):

вся каббала относится к исправлению "мира ума"

Есть такое мнение. Есть и другие.

И, раз на то пошло, поделись, как ты практикуешь теорию Ленского?

0

7

air написал(а):

1. Каббала и «изначальное единство»
В каббале высшая реальность — это Эйн Соф (Бесконечное), которое абсолютно едино и не поддаётся концептуализации. Это близко к понятию «изначального единства» в теории многополярности Ленского, поскольку:

Эйн Соф предшествует любым полярностям (добро/зло, свет/тьма, субъект/объект).

Каббала говорит о том, что творение было сотворено из ничего. И это уже первое упоминание двуполярности как "вечный и Бесконечный Творец" и  "творение", имеющее начало. Вот вам уже полярности: вечность Творца и начало творения, "ничего" и "бесконечность", "желание получать" и "желание отдавать". При этом постулируется, что "желание отдавать" вечно и является сущностью Творца, а "желание получать" имеет начало, но наделяется Именем Творца, и свойствами Творца. Для двуполярного ума такое "единство" непостижимо и может восприниматься только на уровне аксиомы. 
В ТМ нет и не может быть никакого "начала", а есть постоянно меняющееся настоящее. "Изначальное единство" - это Сознание и действительный мир воспринимаемый через все органы чувств нашего тела.

Дерево Жизни (10 сфирот) описывает процесс эманации из этого единства в множественность, но конечная цель каббалы — возвращение к единству через исправление души и мира.

Это не так, и в каббале говорится о НОВОМ свете и НОВОМ третьем состоянии после Мира сокращения. Это не буквальный возврат к прежнему состоянию.

2. Каббала не ограничивается «миром ума»
Мир Ацилут (мир ближайший к Эйн Соф) — это мир чистых архетипов, где ещё нет дуальности.

Мир Брия (мир творения) связан с разумом, но каббала работает и с более высокими (Ацилут) и низкими мирами (Асия, действие).

Не "каббала работает", а мир ума с помощью учения каббалы.

Исправление (тикун) включает не только интеллектуальное постижение, но и прямое переживание Божественного (двекут).

Никакого "прямого переживания" действительного мира без органов непосредственного восприятия невозможно. Все образы и концепции относятся исключительно к миру ума. Откровение, или озарение в мире ума могут сопровождаться какими-то сильными эмоциями, но они происходят "здесь и сейчас" в Сознании, а "мир ума" - это ложка, которая соприкасается с похлебкой, но не знает его вкуса. Состояния "Ян" вообще не имеют в себе мира ума, тем, не менее могут давать сильнейшее ощущение мудрости, бесстрашия, всеведения и наделять действительными, а не мнимыми супервозможностями. В ТМ все наслаждение происходит в гармонии всех органов восприятия.

3. Разница с теорией Ленского
Ленский акцентирует непосредственное восприятие вне концептов, а каббала использует сложную символику (сфирот, парцуфим). Однако:

Каббалистическая медитация (каванот, йихудим) ведёт к преодолению дуальности и слиянию с Божественным.

В ТМ нет и не может быть никакого единства в мире ума. Мир ума определяется локой определяющей его полярности. Единство в мире ума возможно только внутри этой локи. Так, например, двуполярный ум найдет единство в таком же двуполярном уме, но ничего не поймет в трехполярном. В каббале можно найти многополярность в терминологии каббалы и в принципе не исчезновения, а только дополнения. В ТМ возможность определять полярность мышления и переходить на соответствующую локу называется "мастером тау". Для этого мир ума должен обладать гибкостью и определенной практикой.

Цель каббалы — не просто «исправить ум», а растворить иллюзию отделённости, что близко к «изначальному единству».

Никакой "отделенности" не было, а "изначальное единство" относится к полному гармонично развитому Сознанию в одной из фаз его пребывания. Неудовлетворенность Сознания, на мой взгляд, результат только влияния мира ума. Но и состояние "религиозного чувствования" в откровении и озарении - тоже влияние мира ума.   

Вывод
Каббала не сводится только к исправлению «мира ума» (Брия), а включает и выход за пределы дуальности, приближаясь к идее «изначального единства». Однако методы каббалы более структурированы, чем в некоторых недвойственных учениях.

Ваш вывод определяется абсолютизированием мира ума, как единственного, чем является существующая действительность. Вот это как раз больше походит на "Матрицу" и солипсизм.

0

8

Владимир написал(а):

Есть такое мнение. Есть и другие.

И, раз на то пошло, поделись, как ты практикуешь теорию Ленского?

Я постоянно говорю об этом. Теория многополярности в этом схожа с каббалой, но значительно проще в теории, и сложнее в осуществлении. Вот и новую тему открыл тоже с целью осуществления на практике  "теории Ленского". А что ты еще хотел бы от теории?  Занятия каббалой - это тоже часть практики по устранению перекосов в двуполярности мышления, пребывание на форуме - тоже практика. Благодаря теории Ленского, ограничения ума в монастырях Востока уже не является единственным способом преодоления двуполярности ума.

Ведь не думаешь же ты, что  на Востоке наплевали на мир ума, а стали улучшать непосредственное восприятие органов чувств в теле? Заслуга Востока именно в преодолении двуполярности ума. Поэтому Ленский и говорит, что лекарством для Запада есть Восток, а для Востока - Запад. Выход из двуполярности ума для меня цель приоритетная. Результатом этого, надеюсь, будет и более гармоничное состояние всего Сознания.
Сейчас чаще стал отслеживать состояние "глубокого похмелья" в области чувств. Это следствие перекоса в мир ума, но оно вполне преодолимо с помощью отказа от двуполярности в Теории Ленского. Теория Ленского мне дает более общий взгляд на учение каббалы в мире ума и на собственное тело, как на сложный и многополярный прибор.

0

9

VladK написал(а):

Каббала говорит о том, что творение было сотворено из ничего. И это уже первое упоминание двуполярности как "вечный и Бесконечный Творец" и  "творение", имеющее начало.

а у Вас что, каббала начинается с творения из ничего?

0

10

VladK написал(а):

В ТМ нет и не может быть никакого "начала", а есть постоянно меняющееся настоящее.

а где Вы нашли начало в эйнсофе?

Эйн Соф вне категории времени, не так ли?
Отсутствие "начала": В абсолютном смысле Эйн Соф не имеет ни старта, ни финала — это вечное "непрерывное сейчас" (на иврите "нэцах" — вечность как вневременность).

Поэтому Цель медитации в каббале: Пережить "до-временение" — где прошлое и будущее коллапсируют в "Эйн" (Ничто/Всё).

Пример: В "Пардес Римоним" Кордоверо: "Узревший Эйн Соф видит, как вчера и завтра горят в одном пламени".

а что касается "постоянно меняющегося настоящего", то это только иллюзия, которая в каббале объясняется так:

Иллюзия последовательности: Миры (Адам Кадмон, Ацилут и др.) кажутся этапами, но для Эйн Соф это одновременные проекции (как все кадры фильма существуют сразу, но зритель видит их по очереди). "Оламот" (миры) — буквально "сокрытия" — фильтры, создающие эффект временнóго потока.

0

11

VladK написал(а):

Ваше отрицание показывает состояния вашего мира ума, как двуполярного.

не, у меня ум многополярный

но вот  двуполярный тезис, который Вы представили, заставил мой ум уподобиться ему

с двуполярными, как двуполярный

0

12

VladK написал(а):

Ваше отрицание показывает состояния вашего мира ума, как двуполярного. Это типичная реакция человека делящего все на "правильное" и "неправильное". Ваш аргумент мне совершенно непонятен. Мир ума - это не "океан", а всего лишь один из органов восприятия мира из семи, который присутствует только в состоянии "Инь". У вас он гипертрофирован и избалован, как и у большинства людей, придающих ему высшее место в иерархии ценностей. Правда, на практике, это все обычно оказывается  банальным лицемерим. Мир ума требуется лечить, а для начала надо увидеть внутри себя эту скверную привычку к осуждению всего непонятного.

Далее следует переходить к уму мудрости, оставив только "наблюдательный ум" и выходить на "принцип недеяния", чтобы убрать линейность мышления. Если вы действительно будете изучать каббалу, а не надмеваться своим примитивным умом, то увы увидите и почувствуете, как в каббале формируется многополярность мышления.

Каким образом? Любое учение - это только мир ума, который является лишь одним из органов восприятия реальности.
Вы как не понимали, что любой образ есть только образ ума, а не реальность, которая воспринимается всеми органами чувств только здесь и сейчас, так до сих пор не понимаете. Ваше воображение мира ума не является копией реального мира. Неужели понять, что воображаемая корова, не даст вам молока так сложно?

Отредактировано VladK (Сегодня 19:51:17)

подтверждайте Ваши тезисы ссылками на первоисточники

иначе это пустой разговор, бабьи сплетни с так любимыми здесь переходами на личность

Вы назвали тему "Учение каббалы в свете "Теории Многополярности" - так вот, если следовать методике, нужно последовательно брать основные положения учения каббалы и комментировать их в "свете" ТМ.

Давайте для начала сопоставим три ключевых принципа каббалы с теорией многополярности Ленского (где реальность рассматривается как система взаимодействующих "полюсов" сознания).

1. Принцип цимцум (сжатие) vs Многополярность
Каббала:

Эйн Соф (Бесконечный) добровольно «сжимается» (цимцум), создавая «пустое пространство» для творения. Это не удаление, а сокрытие света.

Результат: возникает полярность (Творец ↔ творение, свет ↔ сосуды).

Теория Ленского:

Многополярность подразумевает, что реальность — это динамика между полюсами, где каждый полюс (например, «свет» и «тьма») — не абсолют, а элемент системы.

Сходство: Обе модели отвергают дуализм в пользу иерархии взаимозависимых состояний.

Различие: В каббале цимцум — акт воли Творца, у Ленского полюса возникают как имманентное свойство сознания.

Вывод:
Цимцум можно интерпретировать как рождение первого полюса («сокрытие» как условие для многополярности).

2. Сфирот (10 эманаций) vs Многополярные структуры
Каббала:

10 сфирот — это не боги и не части Бога, а инструменты передачи света от Эйн Соф к миру.

Они образуют трёхлинейную структуру (милосердие, суд, гармония), где каждая сфира — «полюс» в системе.

Теория Ленского:

Многополярность допускает сложные конфигурации полюсов, например:

Триады (аналоги правой, левой и средней линии Древа Жизни).

Иерархии (как нисхождение от Кетер к Малхут).

Но у Ленского полюса не имеют предустановленной онтологии (в отличие от сфирот).

Вывод:
Сфирот — это каббалистическая версия многополярной матрицы, но с жёсткой метафизической «прошивкой».

3. Тикун (исправление) vs Эволюция сознания
Каббала:

Цель творения — тикун олам (исправление мира) через подъём «искр святости» из клипот.

Это не линейный процесс, а циклический (разбиение сосудов → сбор света → новый уровень).

Теория Ленского:

Сознание эволюционирует через переключение между полюсами, например:

От «материи» к «духу».

От «разделённости» к «единству».

Но нет концепции предзаданной цели (в отличие от каббалистического «возвращения к Эйн Соф»).

Вывод:
Тикун можно считать многополярным процессом, где:

«Искры» — это запертые полюса сознания.

«Исправление» — их перегруппировка в целостность.

Итог: Каббала как «метафизическая многополярность»
Цимцум → создание первых полюсов из Единого.

Сфирот → сложная многополярная архитектура.

Тикун → динамика взаимодействия полюсов.

Главное отличие:

Каббала телеологична (есть цель — единство с Творцом).

Теория Ленского нейтральна (полюса могут дробиться бесконечно).


...
И определите, что можно назвать первоисточником по ТМ.

+1

13

VladK написал(а):

Вот и новую тему открыл тоже с целью осуществления на практике  "теории Ленского".

подобным способом Вы только утвердите двуполярность, потому что формат дискурса не предусматривает выхода за пределы человеческого языка

каббала выходит за пределы двуполярности через отрицание языка

Эйн Соф описывается только апофатически:

«Не свет, не мудрость, не единство, не множество» (Рамак, «Пардес Римоним»).

Метод «битуль ха-йеш» (аннулирование «есть») — практика растворения всех концепций.

б) Через над-рациональные состояния

Сфира Даат (познание) — не разум, а мост, исчезающий при переходе между Хохмой и Биной.

Ор хозер (отражённый свет) — символизирует возврат к недвойственности после эманации.

в) Через парадоксы

Цимцум: «Сокращение» не означает «уменьшение» — это одновременное присутствие и отсутствие.

Тикун: «Исправление» — это распознавание изначальной целостности, а не «починка».

3. Альтернативные подходы (вне языка)

Каббала предлагает инструменты для преодоления дуальности:

Гематрия: Числовые коды слов показывают их скрытое единство (например, «Эхад» (1) = «Ахава» (любовь) = 13).

Йихудим (единения): Медитации на слияние противоположностей (например, «Хохма-Бина» как одно).

Швират ха-келим (разбиение сосудов): Катастрофа как способ обнажить иллюзорность разделения.

а что говорит теория многополярности?

Ленский утверждает: Язык — лишь одна из «полярных систем», но сознание способно на:

Нулевые полюса (тишина).

Мета-полюса (наблюдатель за полярностями).

В каббале этому соответствует Арих Анпин («Длинный Лик») — аспект Бесконечного, не вовлечённый в конфликты полюсов.

Вывод

дискурс ограничен двуполярностью, но каббала:

Использует её как инструмент (как карту, а не территорию).

Указывает на выход через опытное переживание (двекут — слияние с Творцом).

Над-языковые практики (например, нигун — мелодии без слов).

0

14

air написал(а):

каббала выходит за пределы двуполярности через отрицание языка

Вот ключевые цитаты из каббалистических источников на иврите с переводом и указанием источников, подтверждающие, что каббала преодолевает двуполярность через отрицание языка:

1. «Тикуней Зоар» (17а)
Текст на иврите:
"רָזָא דְּרָזִין, לֵית נְהוֹרָא וְלֵית חֲשׁוֹכָא, לֵית יְמִינָא וְלֵית שְׂמָאלָא — כֹּלָּא חַד בֵּיהּ"

Перевод:
"Тайна тайн: нет света и нет тьмы, нет правого и нет левого — всё едино в Нём".

Комментарий:
Здесь прямо отрицаются базовые дуальности, утверждается абсолютное единство за пределами любых парных категорий.

Источник:
Тикуней Зоар, введение, 17а (стандартное издание).

2. «Пардес Римоним» рабби Моше Кордоверо (врата 1, глава 3)
Текст на иврите:
"אֵין לוֹ דִּמְיוֹן וְלֹא תְּמוּנָה, לֹא אוֹר וְלֹא חֹשֶׁךְ, לֹא יִחוּד וְלֹא רִבּוּי"

Перевод:
"Нет у Него подобия и формы, нет света и нет тьмы, нет единства и нет множества".

Комментарий:
Апофатическое описание Эйн Соф, где отрицаются даже метафизические противопоставления.

Источник:
Пардес Римоним, врата 1, глава 3 (издание Варшава, 1887).

3. «При Эц Хаим» рабби Хаима Виталя (часть 1, «Дерех Ацмут»)
Текст на иврите:
"קֹדֶם הַצִּמְצוּם לֹא הָיָה שׁוּם שֵׁם וְשׁוּם אוֹת, אֲפִלּוּ אוֹר אֵין סוֹף לֹא נִקְרָא בְּשֵׁם"

Перевод:
"До цимцума не было никакого имени и никакого знака, даже свет Эйн Соф не именовался".

Комментарий:
Подчёркивается доконцептуальная природа абсолютной реальности, предшествующая языковым обозначениям.

Источник:
При Эц Хаим, часть 1, «Дерех Ацмут» (издание Иерусалим, 2005, с. 42).

4. «Нефеш ха-Хаим» (1:5) рабби Хаима из Воложина
Текст на иврите:
"כָּל הַשֵּׁמוֹת וְהַכִּנּוּיִים לֹא נֶאֶמְרוּ אֶלָּא לְאַחַר הַצִּמְצוּם, אֲבָל בְּמַהוּתוֹ לְמַעְלָה — אֵין שׁוּם תְּפִיסָה וּשְׁמִיּוּת כְּלָל"

Перевод:
"Все имена и обозначения относятся лишь к периоду после цимцума, но в Его сущности (наверху) — нет никакого постижения и именования вообще".

Комментарий:
Язык возникает только на уровне ограниченных миров, но не применим к абсолютной реальности.

Источник:
Нефеш ха-Хаим, часть 1, глава 5 (издание Вильна, 1824).

5. «Ликутей Амарим» (Тания, гл. 48)
Текст на иврите:
"לְמַעְלָה מֵהַשֵּׁם וְהַמִּדָּה, שֶׁהוּא בָּטֵל בִּמְצִיאוּת מַמָּשׁ"

Перевод:
"Выше имени и меры — [Божественное] аннулировано в абсолютной реальности".

Комментарий:
Состояние «битуль» (аннулирование) как выход за пределы любых концептуальных ограничений.

Источник:
Тания, Ликутей Амарим, глава 48 (издание Кеѓот, 2003).

Выводы:
Каббала систематически использует апофатический метод (отрицание всех определений).

Источники подчёркивают, что:

Языковые дуальности (свет/тьма и т.д.) — продукт цимцума.

Истинная реальность («Эйн Соф до сокращения») неописуема.

Практики типа битуль (растворение) направлены на выход за пределы языка.

0

15

air написал(а):

каббала выходит из двуполярности Через над-рациональные состояния

Вот примеры из каббалистических источников, демонстрирующие выход за пределы дуальности через над-рациональные состояния, с переводами и ссылками:

1. «Зоар» (3:288а, «Идра Раба»)
Текст на иврите:
"דַּעְתָּא עִלָּאָה לָאו אִיהִי חָכְמָה וְלָאו בִּינָה, אֶלָּא קִיּוּמָא דְּכֹלָּא בְּלָא פֵירוּדָא"

Перевод:
"Высший Даат — не Хохма и не Бина, но основа всего без разделения".

Комментарий:
Даат (познание) здесь — над-рациональный мост, объединяющий противоположности (Хохму и Бину) в недвойственном состоянии.

Источник:
Зоар, часть 3, стр. 288а, раздел «Идра Раба» (издание Мантуя, 1558).

2. «При Эц Хаим» (Шаар 1, «Дерех Ацмут»)
Текст на иврите:
"מוֹחִין דְּגַדְלוּת — אֵין שָׁם שׁוּם הֲבָנָה וְהַשְׂכָּלָה, אֶלָּא הֶאָרָה עִלָּאָה בִּבְחִינַת רָצוֹן"

Перевод:
"Мохим де-гадлут (мозги большого состояния) — не постигаются пониманием или интеллектом, но лишь высшим озарением в аспекте воли".

Комментарий:
Состояние «гадлут» (большое сознание) трансцендирует рациональные категории, достигая уровня чистого желания (рацон), где дуальности сливаются.

Источник:
При Эц Хаим, врата 1, «Дерех Ацмут» (издание Иерусалим, 2005, с. 45).

3. «Ликутей Тора» (Аризаль, «Друшим ле-Шавуот»)
Текст на иврите:
"בְּמַדְרֵגַת עַתִּיק — לֵית מַחֲשָׁבָה תְּפִיסָא בֵּיהּ כְּלָל, וְאוֹרוֹ מִתְהַלֵּךְ בְּלִי צִמְצוּם"

Перевод:
"На уровне Атик (Древний) — мысль не постигает Его вовсе, и свет Его распространяется без ограничений".

Комментарий:
Атик Йомин — высшая сфира, представляющая пред-сознательное состояние, где нет даже потенции дуальности.

Источник:
Ликутей Тора Аризаля, «Друшим ле-Шавуот» (издание Варшава, 1938, с. 112).

4. «Нефеш ха-Хаим» (2:10)
Текст на иврите:
"הַדְּבֵקוּת הָאֲמִתִּית — הִיא בִּבְחִינַת בִּטּוּל הַיֵּשׁ לְגַמְרֵי, עַד שֶׁאֵין שׁוּם הֶפְרֵשׁ בֵּין הָאוֹחֵז וְהַנֶּאֱחָז"

Перевод:
"Истинное единение — это полное аннулирование «есть», пока не останется никакого разделения между соединяющимся и Тем, с Кем соединяются".

Комментарий:
Состояние двекут (слияния) достигается через битуль (самоаннулирование), где исчезает субъект-объектная дуальность.

Источник:
Нефеш ха-Хаим, часть 2, глава 10 (издание Вильна, 1824).

5. «Танья» (гл. 35)
Текст на иврите:
"כְּשֶׁמַּעֲלִים הַמֹּחַ לְמַעְלָה מִמַּדְרֵגַת הַהַשְׂכָּלָה — נִתְבַּטֵּל הָעוֹלָם בִּמְצִיאוּתוֹ"

Перевод:
"Когда поднимают разум выше уровня интеллекта — мир аннулируется в своей реальности".

Комментарий:
Транс-рациональное сознание («выше интеллекта») растворяет иллюзию разделённого мира.

Источник:
Тания, глава 35 (издание Кеѓот, 2003).

Ключевые над-рациональные механизмы в каббале:
Даат Элион (Высшее Знание) — не анализ, а прямое единение противоположностей.

Мохим де-Аба вэ-Има («Мозги» Хохмы и Бины) — работают в доконцептуальном режиме.

Ор хозер (Отражённый свет) — символизирует возврат к недвойственности после эманации.

Эти состояния описаны в «Шаарей Кдуша» рабби Хаима Виталя (врата 3) как:
«Сознание, где умолкают все вопросы, ибо исчезает вопрошающий».

0

16

VladK написал(а):

В каббале в мире Эйн Соф творение и Творец едины.

В каббале мир Эйн Соф (עולם אין סוף) — это  бесконечная, неописуемая реальность до всякого творения.

О каком единстве идёт речь, если Эйн Соф до сокращения описывается как состояние, где нет  понятий «Творец» и «творение» — только бесконечный свет (אור אין סוף), заполняющий «всё»?

Вот точная цитата из классического каббалистического источника, подтверждающая  тезис об отсутствии творения и Творца:

Цитата из «При Эц Хаим» рабби Хаима Виталя (Шаар 1, «Дерех Ацмут», гл. 2)
Текст на иврите:
"קודם הצמצום לא היה שום שם כלל, אפילו לא שם א"ס ב"ה, כי לא היה מקום לבחינת שם, מאחר שהיה הכל אור א"ס פשוט בשוה ממש"

Перевод:
"До сокращения не было никакого имени вообще, даже имени «Эйн Соф, благословен Он», ибо не было места для понятия имени — поскольку всё было простым, абсолютно равномерным светом Эйн Соф".

Комментарий:

Здесь чётко утверждается, что:

До цимцума отсутствовали любые имена/категории (включая «Творец»).

Реальность — лишь бесконечный недифференцированный свет (אור א"ס פשוט).

Ключевые термины:

"אור א"ס פשוט" — «простой свет Эйн Соф» (без градаций).

"שוה ממש" — «абсолютно равномерный» (нет «центров» или «окраин»).

Источник:
«При Эц Хаим», Шаар 1 («Дерех Ацмут»), глава 2. Издание Иерусалим, 2005, стр. 44.
(Доступно в оригинале здесь: Otzar HaChokhma).

0

17

VladK написал(а):

Есть два основных состояния Сознания и в ТМ: "Ян" и "Инь", которые тоже едины в суперпозиции и меняются по предопределенным законам.

Единство в Эйн Соф: не суперпозиция, а абсолют
В теории Ленского суперпозиция подразумевает взаимодействие полюсов.

В каббале Эйн Соф — это не единство «Ян» и «Инь», а состояние до их появления.

В «При Эц Хаим» (1:2): «До цимцума не было даже имён Хохма и Бина».

0

18

@VladK

Как Вы в свете ТМ Ленского прокомментируете каббалистические методы для трансценденции дуальностей?

В каббале существует несколько ключевых методов для трансценденции дуальностей, каждый из которых подкреплён классическими источниками. Приведу их с цитатами на иврите и переводами:

1. Битуль ха-Йеш (ביטול היש) — Аннулирование «эго»
Суть: Полное растворение индивидуального сознания в Божественном свете.

Цитата из «Тании» (гл. 19):
Текст:
"כְּשֶׁמְּבַטֵּל אֶת יֵשׁוּתוֹ לְגַמְרֵי, נִתְבַּטֵּל הַיֵּשׁ וְהַגֶּבוּל בְּהָאוֹר הָאֵין־סוֹף"
Перевод:
«Когда человек полностью аннулирует свою самость, ограниченное "есть" растворяется в свете Эйн Соф».

Как практиковать:

Медитация на фразу «Айн од милвадо» («Нет никого, кроме Него»).

В «Ликутей Амарим» (гл. 3): «Мысль, что "я — ничто, а Божественное — всё"».

2. Йихудим (יִחוּדִים) — Связывание противоположностей
Суть: Сознательное объединение мужских и женских аспектов мироздания (например, Хохмы и Бины).

Цитата из «При Эц Хаим» (Шаар 15, гл. 1):
Текст:
"יִחוּד אוֹר חָכְמָה וְאוֹר בִּינָה — הוּא תַּכְלִית הָעֲלִיָּה מִבְּחִינַת פֵּרוּד"
Перевод:
«Единение света Хохмы и света Бины — это конечная цель восхождения из состояния разделённости».

Как практиковать:

Визуализация слияния правой (Хесед) и левой (Гвура) линий Древа Жизни.

В «Зоаре» (3:129а): «Соедини "милосердие" и "суровость" — и увидишь Единого».

3. Кавванот (כַּוָּנוֹת) — Намеренная молитва
Суть: Использование имён Бога и схем сфирот для выхода за пределы дуальности.

Цитата из «Шаарей Кдуша» (р. Хаим Виталь, ч. 3):
Текст:
"כַּוָּנַת הַשֵּׁם בְּיִחוּד עֶלְיוֹן מְבַטֶּלֶת כָּל דּוּ־פַּרְצוּפִיּוּת"
Перевод:
«Намеренное сосредоточение на Имени в высшем единстве аннулирует всякую двойственность».

Как практиковать:

Медитация на тетраграмматон (יהוה) как единство всех 10 сфирот.

В «Пардес Римоним» (8:4): «Буквы Имени — мост над пропастью разделения».

4. Хитбодедут (הִתְבּוֹדְדוּת) — Уединённое созерцание
Суть: Практика «разговора с Богом» вне форм и концепций.

Цитата из «Ликутей Моаран» (р. Нахман, 52):
Текст:
"הִתְבּוֹדְדוּת בִּבְחִינַת עַל מִשְׁפָּט — לְהַעֲלוֹת הַכֹּל לְשֹׁרֶשׁ הָאַחְדוּת"
Перевод:
«Уединение на уровне "выше суда" поднимает всё к корню единства».

Как практиковать:

Ежедневные 30-60 минут беседы с Творцом на родном языке вне рамок молитв.

5. Авода ба-Гашмиют (עֲבוֹדָה בַּגַּשְׁמִיּוּת) — Освящение материального
Суть: Превращение повседневных действий в инструменты единения.

Цитата из «Тания» (гл. 37):
Текст:
"כְּשֶׁעוֹשֶׂה מֵחֹמֶר — רוּחַ, נִתְבַּטֵּל הַהֶפְרֵשׁ בֵּין עֶלְיוֹן לְתַחְתּוֹן"
Перевод:
«Когда превращаешь материальное в духовное — исчезает разделение между высшим и низшим».

Как практиковать:

Намерение (кавана) при еде: «Я принимаю этот свет, скрытый в пище».

Ключевой принцип
Все методы основаны на идее из «Зоар» (3:288а):
Текст:
"דַּעְתָּא עִלָּאָה — לָאו חָכְמָה וְלָאו בִּינָה, אֶלָּא קִיּוּמָא דְּכֹלָּא בְּלֹא פֵרוּד"
Перевод:
«Высшее знание — не мудрость и не понимание, но существование всего без разделения».

Важно: Эти практики требуют подготовки под руководством учителя (машпиа) для избежания духовных рисков («Зоар» 1:27b предупреждает о «преждевременном входе в Пардес»).

0

19

VladK написал(а):

Любое учение - это только мир ума

Молотком по пальцу тоже?

0

20

Кол на голове чешите!

0

21

air написал(а):

"Тайна тайн: нет света и нет тьмы, нет правого и нет левого — всё едино в Нём"

Я бы перевёл:

"Тайна тайн : ни свет, ни тьма; ни правое, ни левое, но всё одно в нём".

+1

22

Владимир написал(а):

Я бы перевёл:

"Тайна тайн : ни свет, ни тьма; ни правое, ни левое, но всё одно в нём".

Да , потому что только человек все это определяет .

0

23

air написал(а):

Перевод:
"До сокращения не было никакого имени вообще, даже имени «Эйн Соф, благословен Он», ибо не было места для понятия имени — поскольку всё было простым, абсолютно равномерным светом Эйн Соф".

Сокращение не стыкуется с современным представлением - расширение (БВ) вселенной.
Сокращение  представлено точкой сингулярности.
Разрули  если не лень.

0

24

air написал(а):

а у Вас что, каббала начинается с творения из ничего?

В Эйн Соф творение было сотворено Творцом. т.е имело начало.

Эйн Соф вне категории времени, не так ли?

Эйн Соф - да, но не творение. Категория времени была заложена в творении.

Отсутствие "начала": В абсолютном смысле Эйн Соф не имеет ни старта, ни финала — это вечное "непрерывное сейчас" (на иврите "нэцах" — вечность как вневременность).

Сам Бог не имеет начала, но творение имеет начало, и, поэтому, не вечно. Здесь каббала ничем не отличается от христианства.

Иллюзия последовательности: Миры (Адам Кадмон, Ацилут и др.) кажутся этапами, но для Эйн Соф это одновременные проекции (как все кадры фильма существуют сразу, но зритель видит их по очереди). "Оламот" (миры) — буквально "сокрытия" — фильтры, создающие эффект временнóго потока.

Вы пытаетесь говорить о Творце, а я говорю о творении - о "зрителе".
В Эйн Соф эти различия не проявляются, скрыты, и "желание получать" называется "Имя Творца".

1. Принцип цимцум (сжатие) vs Многополярность
Каббала:
Эйн Соф (Бесконечный) добровольно «сжимается» (цимцум), создавая «пустое пространство» для творения. Это не удаление, а сокрытие света.

Результат: возникает полярность (Творец ↔ творение, свет ↔ сосуды).

И где здесь "многополярность"? Пустое пространство противопоставляется заполненному светом пространству.  Творец, как "желание отдавать" противопоставляется творению, как "желанию получать". Это типичная двуполярная конструкция, следствием которой в дальнейшем возникают причинно-следственные отношения и иерархия.

Теория Ленского:
Многополярность подразумевает, что реальность — это динамика между полюсами, где каждый полюс (например, «свет» и «тьма») — не абсолют, а элемент системы.

Что за выдумки? ТМ имеет единое вечное Сознание в двух состояниях "Ян" и "Инь". Здесь нет никаких "полюсов", а смена состояний - "колебание дхарм" является непроявленным. Нет никакого "Творца" и "творения", "тьмы" и "света", причинно-следственной связи, никакой иерархии. Почитайте на досуге "Книги теорем" Ленского.

Сходство: Обе модели отвергают дуализм в пользу иерархии взаимозависимых состояний.

В ТМ двуполярность (не путайте с "дуализмом") проявляется только в "колебаниях дхарм", т.е. сходство с каббалой только  в понятии "Ян" и "Инь". Это первичное понимание двуполярного необходимо в ТМ только для того, чтобы говорить о многополярности. Иначе с чем и как сравнивать? 

Каббала:
10 сфирот — это не боги и не части Бога, а инструменты передачи света от Эйн Соф к миру.

Они образуют трёхлинейную структуру (милосердие, суд, гармония), где каждая сфира — «полюс» в системе.

Какая еще "гармония"? Где вы такое нашли? Говорится о том, что мир АК был сотворен только свойством суда, т.е. Малхут, а свет "милосердия" - Рахамим - свет Творца, как светил, так и светит.
О свойстве многополярности в каббале до ЦБ ничего не говорится. 10 сфирот рассматриваются как 9 - свет, и 1 - тьма, либо наоборот, как 1 - Кетер - Творец, а 9 нижних - творение. В границых ступеней может быть и так, что Малхут вышележащей ступени - Творец, а кетер нижележащей ступени - творение. Везде все те же "двойки": в Парцуфе: рош и гуф, в гуфе - тох и соф, свет есть прямой и есть отраженный, прямой тоже состоит из света хасадим и света хая. При этом луч Кав образует линейную иерархию: "верх-низ". Вспомните притчу о 4 ангелах, которые разделились на 2 пары за создание  человека, и 2 - против.  Идет постепенное наращивание и создание "двоек". Только в ЦБ экран Малхут помещается в Бину, что резко меняет все привычное двуполярное представление, где одно сотворено Творцом против другого, и противоположное становится не противоречием, а дополнением. Анализ предшествует синтезу.

Теория Ленского:

Многополярность допускает сложные конфигурации полюсов, например:

Похоже, вы и понятия не имеете о ТМ. Речь не о каких-то конфигурациях двух полюсов, а о разных локах, между  которыми нет и не может быть единства в мире ума. Я уже не говорю о том, что ТМ говорит об "изначальном единстве" в работе органов восприятия, а не в каких-то мысленных конструкциях. Вы же отличаете описание событий от самих событий, кино и видения от реальности не прибегаю к миру ума? 

Иерархии (как нисхождение от Кетер к Малхут).

Иерархия возможна в ТМ только в мире ума и только в двуполярной локе мышления.

Теория Ленского:

Сознание эволюционирует через переключение между полюсами, например:

Нет в ТМ никакой "эволюции" Сознания в принципе. Понятие "эволюции" относится только к двуполярному мышлению.

Каббала телеологична (есть цель — единство с Творцом).

Каббала ничего не говорит о восприятии Сознания здесь и сейчас, а вся относится только к миру ума, конструируя многополярные свойства с помощью набора двоек. Это не является чистой многополярностью, но дает возможность развития сознания для получения этих свойств многополярности через изучение каббалы. Я уже приводил образ системы Птолемея для получения координат и системы Коперника. Гелиоцентрическая Система Коперника встретила значительные трудности в реализации именно из-за  привычного представлении о том, что солнце вращается вокруг земли, хотя была значительно проще системы системы Птолемея. И именно религиозные представления сыграли здесь очень большую роль.

Вы пытаетесь приравнять мир ума к всему, чем живет и чувствует человек. Это и есть "Матрица", где  все события можно конструировать в компе.  Даже моделировать в компе можно далеко не все, а только то, что удается формализовать. А уж о том, чтобы на выходе, вам принтер "родил" бы живую настоящую корову, речи вообще не идет. Поймите хотя бы это. Я уже не говорю, что комп - это тоже типичный образец эгоистической системы двуполярности, где положительное - один полюс, а отрицательное - другой. Неужели вы действительно думаете, что словами сможете, как фокусник, вытаскивать кроликов из шляп, материализовать слонов, перемещаться в пространстве.
Наше тело с его органами чувств несравненно гораздо более сложный прибор, чем любой из тех, что создала человеческая цивилизация за всю свою историю. Его нельзя описать в словах двуполярного ума, как это сделано с компом, на примере того же ИИ. Но мир ума ограничивает возможности тела очень сильно своей двуполярностью.

Отредактировано VladK (2025-06-23 19:34:31)

0

25

air написал(а):

Вот примеры из каббалистических источников...

1. «Зоар» (3:288а, «Идра Раба»)

Идра Рабба изложена на лл.127б - 145а.
А 288а - это уже Идра Зута (287б-296б).
Однако ни там, ни там приведённых слов (по сути верных) нет. В последний раз прошу:

"Не читайте советских газет!" ©

Отредактировано Владимир (2025-06-24 20:39:41)

0

26

Есть такой не всегда понимаемый постулат в каббале: "Нет света без сосуда".
Ленский объясняет его с помощью конкретного образа: "Свет, освещая объект, обнаруживает сам себя"
Космос пронизан светом, но кажется нам черным, если не смотреть прямо на солнце. Мы видим свет, только когда свет встречает какое-то препятствие на своем пути. Это не обязательно прямой свет, может быть и отраженный (эффект "солнечного зайчика"). Поскольку космос  достаточно сильно разряжен, поэтому и кажется нам черным, хотя пронизан огромным количеством солнечных лучей.
В прозрачном воздухе свет виден в виде луча света, как и в прозрачной воде потому, что среда распространения имеет свойство объекта. Это не пустое пространство. А в пустом пространстве свет не виден. 

Так и в каббале свет увидеть невозможно без экрана, без сосуда, который обнаруживает свет.

Отредактировано VladK (2025-06-25 15:54:45)

0

27

В каббале в мире Эйн Соф есть деление на Творца и творение, как "желание отдавать" и "желание получать". Поскольку это касается сущностей Творца и творения, то говорить об этом в каббале нельзя, т.к. есть запрет на исследование сущности чего-либо. Но это не касается исследования свойств творения и Творца, которые обнаруживаются в мире Сокращения. Вот об этих свойствах каббала и говорит.

То же самое есть и в ТМ, где единое  Сознание делится на два состояния "Ян" и "Инь". Только в отличие от каббалы, это деление существовало по ТМ всегда, вечно. Нет никакого "Творца" и "творения" и  нет нужды в исправлении, но есть постоянное изменение и обновление этих двух основных состояний.
"Язык ветвей" - не есть что-то уникальное для каббалы, этот "принцип самоподобия" мы постоянно видим, ощущаем в себе и вокруг себя как смену времен года, дня и ночи, как постоянную череду рождения и смертей живых существ, круговорота воды, энергии. При этом к состоянию  "Ян" относятся молодые процессы и , а к состоянию "Инь" - старые, но они взаимозависимы, так что можно говорить о "тождестве в различии".

0


Вы здесь » Религиозно-философский форум » Религиозно-философские учения » Учение каббалы в свете "Теории Многополярности"