"Теория Многополярности" (ТМ) безусловно шире учения каббалы, т.к. рассматривает человека не только с точки зрения "мира ума", как каббала. Тем не менее ТМ все-таки проще, что не так уж удивительно. Точно так же "теория Коперника" для расчетов местоположения оказалась проще и точнее, чем геоцентрическая теория Птолемея, где все вращалось вокруг Земли.
"Мир ума" в ТМ является только одним из семи органов чувств, и вся каббала относится к исправлению "мира ума", и не имеет непосредственного отношения к тому, что называется в ТМ "изначальным единством" непосредственного восприятия. Двуполярность мышления на ранних этапах развития подобно уму ребенка является созидательным процессом. В каббале в мире Эйн Соф творение и Творец едины. Есть два основных состояния Сознания и в ТМ: "Ян" и "Инь", которые тоже едины в суперпозиции и меняются по предопределенным законам. Но сами законы не могут быть выражены иначе, чем в "мире ума". Отличие же с каббалой в том, что каббала предполагает начало для творения, а следовательно и развитие в двуполярных отношениях в причине и следствии, от прошлого к будущему. В ТМ нет никакого "развития", а есть только "здесь и сейчас". И сам мир ума тоже находится только в состоянии "здесь и сейчас" независимо от состояния и содержания мыслей.
Интересно, что в ТМ тоже процессы делятся на "молодые" и "старые", но это определяется не временем от начала процесса, а качественным состоянием мира ума. Так Лао-Цзы говорит: "Сильное и крепкое разрушается, а слабое и гибкое развивается". "Твердость, окаменелость" - это показатель старости состояния мира ума, "Гибкость, подвижность" - показатель состояния молодости ума. Ум мудреца молод, потому и определяется мудрость, как "осознанная молодость". "Осознание" здесь относится к миру ума, а не к Самому Сознанию.
Состояние Сознания "Ян" называется в ТМ внешним состоянием и "раскрытием", а "Инь" - внутренним и "закрытием". Этим состояниям соответствуют и состояние органов непосредственного восприятия. Но "мир ума" есть только в "Инь", в "Ян" мира ума нет от слова совсем. Нет в мире "Ян" и болезней.
Напомню, что в каббале "внешнее" и "внутреннее" в основе учения: свет делится на "внутренний" и "окружающий", а сосуды на "внутренние" и "внешние". Само понятие "сосуд" определяется как "место для света", а "свет" - как "наслаждение" приходящее в сосуд извне. И в ТМ сознание может пребывать в состоянии "удовлетворения" и "неудовлетворения". "Неудовлетворительное состояние" Сознания считается патологией, нарушением гармонии между "Ян" и "Инь" и фаз развития каждого из состояний.
В состоянии "Инь" мир ума - особый мир. Патологии в состоянии "Инь" происходят от особых возможностей в мире ума. Но эти же возможности могут значительно расширить качественные состояния удовлетворенного Сознания. Как говорится на Востоке: "Одно и то же одного может уничтожить, а другого возродить". Наблюдение за миром ума показывает, что двуполярное состояние мира ума является старым, требующим обновления, иначе значительных разрушений в мире не избежать. Каббала способна целенаправленно изменять мир ума, используя возможности самого мира ума, несмотря на закон "замкнутости ума". Это изменит и общее состояние Сознания в удовлетворенное, гармоничное, молодое состояние. Такое изменение мира ума не является чем-то совершенно новым, оно уже применялось на Востоке, хотя и было сильно ограничено состоянием "Инь" и возможностями тела.