ГОРЯЙНОВ С. А. БАНАЛЬНОСТЬ ГЕНИАЛЬНОСТИ. (Отрывок из "Реальная история философии)
А в чем великость-то? К примеру, Кант. Философ, который написал неплохие книги. Но нужно и можно было лучше и понятнее. Один из вариантов лейбнице-вольфианской традиции, которая стремилась соединить французский рационализм, английский эмпиризм и схоластическую традицию перипатетизма. Это типично для немецкой философии Нового времени. Все почему-то не обращают внимание на его более поздние работы – там опять та же натурфилософия и морализаторство в его антропологии в русле любимого им. Ж.Ж.Руссо. Я не уничижаю его достоинств, а просто указываю излишность пиетета к ним. Такое же можно мазать и о Платоне.
Кто такой Платон? Руководитель и владелец частной ученической «шарашки» в самый мерзкий период ля Афин, изобретатель такой же мерзкой теории государства. Это его основная работа, остальное просто приложение к ней.
Это можно сказать и о Хайдеггере - банальный теолог-философ, да еще неврастеник-нацист. Связь своей философии с нацистской идеологией он сам не отрицал, что заявлено было им комиссией по денацификации и повторено в «Черных тетрадях».
Надо смотреть здраво на историко-философский процесс и на личностях, на которых строится ряд этого процесса. Многие крайне спорны по своему уму, крайне сомнительны по своему поведению и мыслям. Просто в тот или иной период имели общественный резонанс или занимали заметные административные должности в университетах.
И по большинству вышеуказанные люди представляют исторический интерес и имеют мало интереса для философии III тысячелетия. Рассматриваться могут только критически, с долей скепсиса.
Тем более, что философия это отражение эпохи, современной той или иной философии и философу. Та или иная эпоха знаменита не только научными открытиями, техническими достижениями, выдающимися событиями и благородными поступками многих людей. Всякая эпоха более прославляется человеческой тупостью, откровенной глупостью, деструктивными явлениями-войнами и разного рода конфликтами. Все это, увы, отражается и на творцов философии. Многие «философемы», которые «в чести» у такого рода творцов этих явлений, отличаются откровенной мерзостью, как и те люди, которые делают образцами своего деструктивного поведения сии «философемы». Увы, человеческое общество поражено деструктивными явлениями и откровенно мерзкими поступками, которые имеют идейную поддержку в разного «философских идеях»..
Философы и создатели культурных паттернов - это люди крайне своеобразные по жизни. Все творцы тех или иных базовых философских систем или мировых религий - это личности асоциальные, потому их окружают, как правило, своеобразные женщины. Это женщины легкого поведения, проститутки, типы довольно маргинальные в своем "гендерном секторе".. Шизофреника Иисуса Христа сопровождала проститутка Мария Магдалина (которая после смерти Иисуса Христа опять вернулась к своей профессии). Шизофреник Ницше страстно был влюблен в проститутку, от которой и получил свой сифилис.. Основателя позитивизма и социологии шизофреника О. Конта сопровождала в качестве жены проститутка Каролина Массен. Но это яркие примеры. Но достаточно посмотреть биографии философы всегда тяготели к проституткам (гетерам) или к дамочкам довольно свободными и неординарными в своем сексуальном поведении. Странный парадокс человеческой культуры - базовые паттерны знания и культуры задают шизофреники с своими возлюбленными-проститутками и дамочками нестандартного поведения.. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что эти паттерны не определяют суть реального процесса культурного творчества. Это лишь только одна сторона этого процесса. Ибо исходно человек-это обычное социальное животное, типы поведения которого определяются его генетической программой. А если человек будет определяться все больше и больше культуркодами, то это будет крайне страшное существо.. Это будет шизофреник с блуждающей гендерной принадлежностью. И этот процесс начинает интенсивно идти в XXI веке.. Собственно, XXI-XXII век-это века становления постчеловека - шизофреника и гомосексуалиста. Плохо это или хорошо, но это выход в постчеловеческое космической будущее. Пока вектор этого движения таков. Мы это наблюдаем реально. Потом, может быть, будут возможны коррекции.
Возьмем конкретные примеры самых «позитивнейших» философов. О тех, сомнения которых в шизоидности даже и возникнуть не могут, тут опустим. Это, к примеру, С. Киркегор, Фр.Ницше М., Вебер или М. Фуко. Возьмем, для этого О.Конта и Л. Витгенштейна. Один – основатель позитивизма, другой-создатель ведущего направления ы современной философии- Л. Витгенштейн.
Огюст Конт в начале своей деятельности был математиком (механиком-инженером). Что типично: "не геометр, да не войдет". Поступив в Политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В 1816 году студенты возмутились против одного из репетиторов и послали ему написанное Контом требование выйти в отставку. В результате этого школа была временно закрыта, а Конт выслан в родной город. Занимался частными уроками по математике. Так как он обладал фантастической способностью наживать себе врагов, все попытки официально устроиться были неудачны. Он сблизился с Сен-Симоном, стал на несколько лет его учеником и сотрудником и написал первую часть Сен-Симонова «Catéchisme des Industriels» (Катехизис промышленников) под заглавием «Prospectus des travaux scientifiques nécessaires pour réorganiser la société» («Проспект научных работ необходимых для реорганизации общества») (1822 год; 2-е издание 1824). Но скоро с ним они расстались…
Конт в 1818 году сошёлся с женщиной значительно старше его, от которой имел дочь; а в 1821 году он познакомился с проституткой Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский брак (1825 год).
В 1826 году Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо и Франсуа Бруссэ. Но вскоре Конт заболел серьёзным умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси. Каролина Массен отыскала его в Монморанси, но сама она чуть не утонула в озере, куда он её бросил в припадке бешенства. Помещённый сначала в психиатрическую лечебницу Эскироля, он скоро был взят домой на попечение жены и матери. Дома он стал выздоравливать и, по настоянию матери, вступил в церковный брак с Каролиной. По временам к нему возвращались припадки помешательства, в один из которых он бросился в Сену, но был спасён. Далее стадия заболевания пришла в более-менее "спокойную" стадию... В 1832 и 1833 годах он обращался лично к министру народного просвещения Гизо с просьбой учредить для него кафедру общей истории математических и естественных наук. Гизо, успевший забыть свой прежний благоприятный отзыв о первом сочинении Конта, отзывается в своих записках об основателе позитивизма как о полоумном фанатике.После развода со своей женой-проституткой в 1845 году Конт познакомился с Клотильдой де Во, женой одного преступника, и вступил с ней в тесную (платоническую) связь. Это была тридцатилетняя женщина, обладавшая всеми теми качествами, которых недоставало госпоже Конт. Близкие сношения Конта с Клотильдой, которая решительно удерживала за ними чисто идеальный характер, продолжались ровно год, до её смерти от чахотки, после чего любовь Конта к ней перешла в мистический культ, сделавшийся настоящей основой новой «позитивной» религии, где Клодильда де Во-играла роль богини.
Своим главным произведением он считал «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества» (т. 1-4, 1851—1854), а не «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830—1842), который принес ему известность, но который почти никто в мире полностью не читал, а только первый том.
Сутью этой религии, которая изложена в его главном произведении, это то что каждый человек должен служить человечеству, или, иначе, жить для других, стараясь вовсе забыть о себе. “Amem te plus quam me, nec me nisi propter te” (“Люблю тебя больше, чем себя, и себя люблю только ради тебя”) — таков девиз религии альтруизма (слово, введенное в употребление Контом). Под конец своей жизни, увлекаемый все более и более аллегориями, Конт создал еще два объекта поклонения: “Grand Fetiche” (землю) и “Grand Milieu” (пространство) как необходимые условия развития человечества.
Теперь о Витгенштейне. Жизнь Витгенштейна - это цепь экстравагантных действий, обусловлено это самой наследственностью. Почти все члены семьи были люди психически нездоровы. Просто тогда это не доходило до реального помещения в психиатрическую лечебницу. Обходились обращением к частным врачам и сами справлялись с этими состояниями. В семье Витгенштейна царил прямо "дух суицида". Братья кончали жизнь самоубийством.. Сам Людвиг Витгенштейн рос физически и психически слабым ребенком с болезненной тягой с гомосексуализму (как пассивный партнер)..
Далее всю жизнь Л.Витгенштейн тяжелым депрессивным расстройством, все эти годы был на волосок от самоубийства. Все это перемежалось почти галлюцинаторными явлениями, которые обусловлены его повышенным воображением.
По образованию и профессии Л.Витгенштейн не философ, а инженер.
Поведение Л. Витгенштейна по жизни явно шизофренично. Его спасало то, что он имел большое наследство, а потому был свободен от необходимости как-то "социализоваться". То напишет книжку "Логико-философский трактат", которая даст жизнь ведущему направлению в философии ХХ века- аналитическому направлению, то уходит работать сельским учителем, то потом профессором, то, далее, санитаром.. Известность он приобрел во многом благодаря Б. Расселу и его окружению, где он некоторое время общался. Но при более тесном и продолжительном общении в этом кругу выявились его шизофренические черты, которые еще "разбавлены" гомосексуальной склонностью Витгенштейна. Отношения с этой "братией" были крайне напряженными, таким и оставались далее. Были бы еще хуже, если бы известная кочерга Витгенштейна пришла в действие. Но и в качестве сельского учителя он нажил себе кучу неприятностей, дошло до коллективной петиции коллег, что он избивает школьников до крови (видно, сказались его гомосексуальные наклонности). Дошло до суда.. Потому Витгенштейну пришлось почти бежать из деревни.. Пробовал стать монахом, но его отговорили.. Был роман с одной дамой. Но он не завершился браком, ибо Витгенштейн боялся уз и обязательств брака, не хотел детей. Как преподаватель, ибо он немного преподавал в университете по рекомендации опять-таки Рассела, был крайне оригинален, вел лекции неординарно. Некоторые свидетельствуют, что он иногда лежал на полу аудитории, смотрел в потолок и что-то бормотал... И все шло дальше в его жизни в таком русле. Это жизнь чистейшего шизофреника. Жизнь как серия экстравагантных действий.