От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного (2 Кор. 11:24).
Здесь говорится о телесном наказании, которому подвергали Павла на основании заповеди, изложенной во Втор. (Дварим), гл. 25:
Когда будет спор между людьми, то приступят они к суду, чтобы их рассудили, и оправдают правого и обвинят виновного. И будет: если подлежит телесному наказанию виновный, то велит положить его судья и велит бить его спереди по вине его, по счету; сорок ударов нанесет, не прибавит; а если прибавит к этому лишний удар, то будет унижен твой брат у тебя на глазах (Втор. 25:1-3).
Павел говорит, что ему наносили не 40 ударов, как подобало бы, а «сорок без одного», то есть 39. Почему? Было ли это исключением из правила? Нет. Такая практика прочно вошла в традицию. И объясняется этот обычай тем, что, согласно сказанному в Торе, «получивший более 40 ударов считался у них (иудев) бесчестным. Поэтому, чтобы бьющий в запальчивости и увлечении не нанес лишнего числа [ударов] и тем не обесчестил наказываемого, положили давать [сорок] ударов без одного, чтобы бьющий не превысил сорока, хотя бы и лишний раз ударил, но, всегда оставаясь в пределах узаконенного числа, не мог нанести бесчестия наказываемому» (Иоанн Златоуст, Гомилия 25 на 2 Кор.).
А Раши выводит это правило из самого текста: «по счёту» (бе-миспар) отмечено не знаком «патах» (а знаком «шва»), и это указывает, что оно входит в сопряженное сочетание (со следующими за ним словами «сорок ударов»), т. е. по числу до сорока, но не полных сорок, т. е число, близкое к числу сорок, и это сорок без одного» (Комм. Раши на недельную главу Ки-теце).
Он же разъясняет, что означает неудобовразумительная формулировка «спереди по вине его»: «спереди — согласно одной части его вины, а сзади — согласно двум частям. Отсюда мудрецы делали вывод: две трети ударов наносят сзади и одну треть спереди» (там же).
Таково традиционное толкование данной заповеди в её буквальном смысле, на уровне пшат. Духовный же смысл этой заповеди, на уровне сод, в том числе и об уменьшенном числе ударов, раскрывает Ари во «Вратах заповедей» (шаар hа-мицвот), гл. Теце (с. 143):
[87] Заповедь о телесном наказании (מלקות, малкот – порка, бичевание, розги). Написано: «сорок ударов можно дать ему, но не более, чтобы от множества ударов, сверх меры, брат твой не был унижен в глазах твоих». И вот, человек, совершающий данный проступок (хет), вызывает исхождение хасадим, распространившихся в тело (гуфа) ЗА, вследствие чего они поднимаются на своё место в Даат, что внутри Есода Имы, и не светят вниз. И потому виновного в этом проступке до́лжно бить по верхней части [тела] между двумя плечами, в месте, где хасадим закупорены (стумим) и покрыты (мехусим) то есть [по грудной кдетке] от диафрагмы (хазе) и выше, мера за меру (мида кнегед мида), за то, что он поднял эти раскрытые хасадим в то покрытое место, где они не раскрывались и не светили. И таким образом, посредством и вследствие этого удара (hакаа) в этом месте (шам, досл. «там») те хасадим, которые поднялись наверх, спустятся и распространятся вниз, в место раскрытия.
[88] И потому порядок телесного наказания таков: сначала [следует] ударить по правому плечу, второй удар – по левому плечу, соответственно двум покровным хасадим [находящимся] там, называемым Хесед и Гвура, а третий удар – [по грудной клетке] над диафрагмой (хазе), то есть по верхней трети Тиферет, которая покрыта.
И есть ещё другая причина удара в диафрагму: помимо трети покрытого хеседа, там находится разверстие (петах) [для] выхода всех хасадим, и [именно] оттуда они выходят и раскрываются внизу.
Исходя из этого, было бы достаточно только этих трёх ударов, но было [установлено наносить] 39 (тет-ламед) ударов – согласно тому, что, как известно, в НеhИ Имы есть три имени Эhье, де-йудин, де-алефин, де-hейин (то есть в наполнении буквами йуд, алеф и hей). И получается, что Эhье де-йудин (в другой редакции текста "де-hейин") [находится] в Есоде Имы, куда, как известно, передаются все хасадими. В этом Эhье – простом, в наполнении и наполнении наполнения – 39 букв, соответственно, должно быть 39 ударов. И на этом должен сосредоточиться (направить свою мысль, намерение) тот, кого бьют, когда его бьют тридцатью девятью ударами.
Примечание переводчика: что касается истолкования числа 39 как 3 х 13, то есть трёх линий – правой, левой и средней – можно было бы добавить, что гиматрия слова «один» (אחד, эхад) – 13 (1 + 8 + 4), поэтому в общем аспекте, как говорит Ари, «было бы достаточно только этих трёх ударов».
Что же до соответствия 39 ударов числу букв имени Эhье, это не столь очевидно. Дело в том, что число букв в простом имени Эhье – 4, в наполнении – 10, а в наполнении наполнения – либо 27 (в наполнении йуд), либо 26 (в наполнении hей, как написано в другой редакции текста), то есть в итоге либо 41, либо 40. Поэтому этот вопрос требует дополнительного исследования.
Далее Хаим Виталь приводит другое толкование, на которое, возможно, есть намёк в словах Павла: «пять раз дано мне было»:
[89] Насколько помнится, я (Хаим Виталь) слышал от моего учителя (Ари), что, совершая такой проступок, человек вызывает исхождение хасадим, и тогда раскрываются гвурот и диним, и потому да будет подвергнут бичеванию (малкот), в гиматрии 576 (40 + 30 + 100 + 6 + 400), что равно удвоенному числовому значению пяти гвурот МаНЦеПаХ (40 + 50 + 90 + 80 + 20 = 280), которые в гематрии 560 и десяти их обобщающих членов (колелим), итого 570. А затем они включают пять хасадим, что в пяти гвурот, итого 575, а вместе с обобщающим членом (колель) это числовое значение [слова] «бичевание».
Отредактировано Владимир (2024-08-12 20:48:38)