ГОРЯЙНОВ С.А. ТРИАДА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ.
Триадичность в мышлении и культуре индоевропейских народов подметил еще Дюмезиль. Истоки этого, видимо кроются в трехсословном делении индоевропеского общества: жреческое (брахманы, молящиеся; воинское (кшатрии, воюющие) и земледельческое (вайшьи, трудящиеся). Каждой касте соответствовало божество. У жрецов это был грозный, но справедливый бог – судья, карающий бог правосудия ( Зевс, Юпитер, Один, Перун, Пяркунас, Митра, Варуна), у воинов - бог войны (Тор- Марс – Арем - Индра), у земледельцев- бог плодородия (Фрейр, Квирин, Велес и т.п.).
Это сформировало ритмы и системы устойчивости сознания. Все, что вкладывается в триадичность, как-то укладывается в стройный рясд мышления. Посмотрите, к примеру, у Гегеля. У него все построено на триаде. В этом какая-то мистическая привлекательность его учения. Я сам это испытал в детстве. Все это, к слову, подмечено русским социологом Строниным А.И (1827-1899). При всех органистических взглядах, его можно более отнести к механистической интерпретации общественных явлений. Он представлял общество как пирамиду. На базе этой аналогии он строит свою социологическую концепцию. Пирамида состоит из вертикальной составляющей. Вершина – привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина – капиталисты, основание – подавляющее большинство общества (земледельцы и ремесленники).
Но тут еще есть и ритм темпоральности социума. Чтобы при инновационных движениях встроить инновации без разрушения системы всегда наблюдается №попятное движение»- «откат»: тезис-антитезис-синтез. Т.е. синтез-это как нахождение «консенсуса» новых элементов системы с старыми. Тоже все по «триаде». Типично: в начале идут мощные процессы инноваций при революциях, но когда встает вопрос о создании какой-то устойчивой социокультурной системы, то встает необходимость возврата к устойчивым элементам прежней системы.
Сами культовые строения строятся по «треугольной» (триадичной) структуре. Это типично выражено в древних обществах по всему миру. Их треугольная (пирамидальная структура) есть элементарное выражение, идеология, выраженная в культовом строении. Потому-то столько сил прилагалось для их построения во всех древних обществах.
Все эти моменты объединяются в хронотопе (пространстве-времени) культуры. Ибо при инновационных процессах происходит уничтожение элит, резко увеличивается скорость «социальных лифтов», происходит перемешивание между этими базовыми сословиями общества (молящиеся, воюющие, трудящиеся). Наблюдается эффект деградации общества (эффект Шарикова). Это присуще всем такого рода движениям. Но, что самое интересное, потом все идет по той же логике. Выявляются элиты, формируются сословия (классы): жрецов, воинов и трудящихся. Это типично для любого общество, которое стремится к системности. Острогорский М.Я. в книге «Демократия и политические партии» дал четкое описание этих процессов формирования элит, теория кокуса.
Немного избежать этого процесса формирования элит, который приводит к быстрому «загниванию» социокультурной системы дает включение в социокультурную систему механизма «социальных лифтов», но они работают довольно неустойчиво.
Часто наблюдается пятичленная система устойчивости социокультурных систем. Но это просто усложненная система триадичности мысли и организации.