Плоть Иисуса Христа и глагол бара. Часть 12
Итак, небеса и земля составлены Словом Божиим из (ἐκ) воды и через (διά) воду.
Упомянутые предлоги указывают, что Слово Божие действует через воду: предлог ἐκ указывает на движение изнутри - вовне, то есть вода производит, порождает; а предлог διά описывает промежуточную, посредническую, переходную функцию, и переводится как: "через", "посредством", "благодаря", "с помощью".
С учётом того, что воды представляют собой продукт воображения, складывается весьма интересная картина, когда первое небо и земля составлены Словом Божиим из воды и через воду.
Сказать, что небесная твердь, будучи текстом Писания, составлена из продуктов человеческого воображения, - не повернётся язык.
Поэтому сама логика рассуждения заставляет подробнее рассмотреть греческое слово συνεστῶσα, сюнэстОса, - глагол, который перевели как "составлены".
Список его значений:
1. перех. представлять, являть, показывать, доказывать, хвалить; ср. з. составлять, устанавливать;
2. неперех. стоять вместе, состоять, держаться.
Если мы посмотрим на статистику, то это слово употребляется в Новом Завете 16 раз, причём в 14-ти случаях для перевода использована следующая линейка значений:
- представлять, являть, показывать, доказывать, хвалить;
И лишь в двух случаях использован перевод "стоит Им" (Кол.1:17), и "составлены" (в нашем 2-е Петра 3:5).
Надо сказать, перевод "составлены" - не единственный известный вариант.
Список переводов других библейских сообществ имеет такие варианты, как: "созданы" (РБК), "образовал" (под ред. Кулавковых), "возникли" (Еврейский Н. З.), "установлены" (Открытый перевод), "сотворены" (РБЦ), "сделаны"(РБО 1824), и другие.
Тем не менее, придерживаясь упомянутой линейки значений из 14-ти близких по смыслу вариантов перевода ("представлять", "являть", "показывать", "доказывать," "хвалить"), мы можем вывести общий смысл, стоящий в её основе: явление, показывание, выставление, осуществляемое тем или иным способом.
И действительно, у нас под носом находится описание того, как из воды и через воду явились земля и небо:
"6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7. И создал [аса, сделал] Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так" (Бытие 1:6,7)
"9. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так" (Бытие 1:9)
Как видим, с самой водой никаких изменений не произошло. Но её используют как средство, как инструмент для создания [аса] тверди, и явления суши.
Этот момент опосредованности должен быть учтён при переводе, - и переводчики (см. перечисленные варианты) пытаются это учесть.
Но, увы, этого мало, поскольку нужно ещё знать духовный смысл понятия"воды", под который подобран глагол сюнэстОса.
А воды, как мы знаем, связаны с воображением.
Следовательно, нужно учитывать опосредованную роль вод, то есть помыслов воображения.
В результате, этот факт естественным образом согласовывается с таким вариантом перевода из искомой линейки, как "представлять", - который, к слову говоря, вместе с синонимами, используется наиболее часто.
Например:
"1. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской" (Римлянам 16:1)
"12. Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицом, а не сердцем" (2-е Кор.5:12)
"1. Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?" (2-е Кор.3:1)
То есть, небеса и земля представляют себя не прямо, а через воды.
Тогда, получается следующее:
небеса и земля представлены Словом Божиим из (ἐκ) воды и через (διά) воду.
Как это выглядит?
Поскольку воды представляют собой помыслы воображения, то очевидно что они выражаются в разного рода мнениях, домыслах, предположениях, комментариях, через которые представлено Писание.
Обратим внимание, что "Словом Божиим" небеса и земля представлены из воды и водою.
То есть, имеется Слово Божие, которое действует через (διά) воды, и на выходе из (ἐκ) вод мы имеем твердь, разделяющую нижние и вышние воды.
Такая схема опосредованного творения, указывает на работу с воображением, которое при контакте со Словом Божиим, в силу своих свойств, порождает вполне конкретные иллюзии, мнения, представления.
Далее, поясения Петра:
"6. потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою" (2-е Петра 3:6)
То есть мир погибает, становясь жертвою сосбственных иллюзий и заблуждений, от которых он не желает отказаться после проповеди Благодати, образом которой является Ной.
Да, безусловно, имеется отличие вышних и нижних вод, так как вышние помыслы ближе к истине, чем нижние.
Но всё же, вышние помыслы ("о горнем помышляйте"- Кол.3:2), всё ещё связаны с духовными предположениями, поисками, и ожиданиями, в отличие от нижних, плотских.
Поэтому важно понимать, что погибель первого мира связана не с изливанием вышних вод, а с их превращением в воды нижние, когда их извращают на свой лад, - по тому же принципу как сказано о благоухании познания:
"14. Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15. Ибо мы — Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16. для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?" (2- Кор.2:14-16)
Но вернёмся к схеме творения, описанной Петром: Слово Божие - воображение - продукт воображения.
С учётом того, что весь процесс происходит в ментальной сфере, мы имеем некий ментальный продукт, где его делатель - воображение, а материалом для изготовления продукта служат помыслы вображения.
Отсюда, продукт этого "делателя", "изготовителя", выглядит как оформленные помыслы - то есть снабжённое доказательствами представление о том или ином вопросе (например, в виде комментария, учения, наставления, свода правил и уставов, и так далее):
"1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его — имена богохульные" (Откровение 13:1)
Тем не менее, воображение приходит в движение не само по себе, а при контакте со Словом Божиим.
Поэтому Слово Божие работает с воображением - что описывается глаголом бара, глаголом творения из ничего, Ex Nihilo.
Итак, подобьём наблюдения, касающиеся второго дня творения:
"6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет [бадал] она воду от воды.
7. И создал [аса] Бог твердь, и отделил [бадал] воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так" (Бытие 1:6,7)
Первый стих - планирование, моделирование.
Второй стих - реализация, которая осуществляется опосредованно, через воображение человека.
Ещё раз обратим внимание, что по букве написано: "создал", "отделил", в то время как скрытый смысл говорит об опосредованном - через вображение - творении и отделении.
Говоря о глаголе бадал (отделить), напомним его изъяснение, данное самим Писанием:
"2. Но беззакония ваши произвели разделение [бадал] между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать" (Исайя 59:2)
То есть человек сам проводит линии разделения, сам разделяет.
И здесь нужно понимать, что на стадии моделирования, когда Бог говорит: "да будет твердь посреди воды, и да отделяет [бадал] она воду от воды", эти вещи планируются как составная часть пути духовного роста, цель которого - обретение зрелого, целостного сознания.
То есть, у Бога нет разделения ради разделения. Наоборот, здесь разделение обслуживает интересы целостности, как элемент наработки зрелости.
Употребление глагола "бадал" в Писании даёт богатейшую пищу к познанию действий Бога.
Например, отделение чистого от нечистого, святого от несвятого, описывается глаголом бадал (Левит 10:10; Левит 20:25, и др.).
У Бога отделение одного от другого, является деяниями Целостности, для выявления потребности в той или иной милости.
То есть, если Бог говорит: да отделится одно от другого, - это указание на выявление недоборов в познании, и их осидетельствования. Это всегда целостный процесс, направленный на выявление потребности в милости.
Но это означает упразднение самой идеи разделения, её смысла, когда несвятое или нечистое подлежало осуждению.
У человека же, в его незрелости, отделение чистого от нечистого, святого от несвятого, обслуживает разделение ради разделения.
Осуждая нечистое и несвятое, и удалясь от них, человек через это освидетельствует своё невежество.
То есть, это необходимо для самопознания своей греховности (Римлянам 3:20), и в этом - ключ к пониманию процесса отделения, внедрённого в богослужение.
"33. и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять [бадал] вам святилище от Святого Святых" (Исход 26:33)
Как видим, внешнее вводится, чтобы освидетельствовать внутреннее.
Итак возникновение тверди посреди вод, для отделения нижних вод от вышних, является, со стороны Бога, деяниями Целостности, и служит выявлению потребностей в той или иной милости.
Вернёмся теперь к искомому стиху, и рассмотрим ещё один момент.
"5. ...словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою [исх: через воду]" (2-е Петра 3:5)
Как видим, происходит взаимодействие воды с водою, под управлением Слова Божия.
Внимательный читатель, конечно, заметит странность самой фразы "из воды и водою".
Подобные избыточные фразы встречаются в Писании не единожды:
"7. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим" (Иакова 3:7)
"2. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался" (Галатам 2:2)
"17. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих" (Бытие 22:17)
В прежних разборах мы занимались вопросом задвоения одного и того же слова, - как, например, "Господи, Господи", или: "Господь, Господь".
И постоянный читатель знает, что речь идёт об охвате земного и небесного Иисусом Христом, когда они соединены в одно во Христе.
Но сейчас пришло время сделать новый виток уточнений, которые продвинут нас в вопросе.
Дело в том, что имеется разница между: "Господи, Господи", "Савл, Савл", "Отче, Отче", "Марфа, Марфа" и так далее - и: "умножая умножу", "благословля благословлю", "укрощается и укрощено", "из воды и водою", и так далее.
В первой группе слово задваивается без изменений, а во второй - повторяется, но с изменениями в падежах, времени, и так далее.
Следовательно, если в первом случае земное и небесное соединены в одно так, что между ними нет разницы, то во втором наблюдается разница, выраженная тем или иным склоненим слов.
И это ставит перед нами задачу - найти решение, при котором имеется разница между земным и небесным, при сохранении их единства во Христе.
И здесь наши исследования об образе (цэлем) и подобии (демут) естественным образом соединяются с этой разницей.
Дело в том, что подобие связано с землёй, а образ - с небом.
Пахота Писания подразумевает работу с подобием, со Словом написанным, для выработки мудрости и рассудительности.
В то время как образ цэлем - небесный (1-е Кор.15:49).
Итак поскольку человек создан по образу и подобию Божию, то и благословение человека в виде "благословляя благословлю", "умножая умножу" - касается достижения образа и подобия.
Соответствено, проклятие в виде "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей" (Бытие 3:16), означает муки рождения плода познания по своему образу и подобию.
В итоге, мы находим решение вопроса, когда во Христе имеется образ и подобие, но между ними есть разница, не нарушающая единства.
Действительно, подобие - это тот же образ, описанный непрямым способом. Собственно, в этом и есть разница которая не нарушает единства.
Вернёмся теперь к сказанному о небесах и земле, что они "представлены" из воды и через воду.
Теперь изъясение двойного употребления слова "вода", с разницей в склонениях, лежит на поверхности: Слово Божие, проходя через воды помыслов, на выходе изменяется в образ и подобие человеческое: из воды и водою.
Например:
"23. и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Римлянам 1:23)
А какова причина?
"21. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце" (Римлянам 1:21)
Первое выделеное слово - греческое διαλογισμός, диалогисмос, - рассуждения, помышления, помыслы.
Второе выделеное слово - ἀσύνετος, асунетос, - неразумный, безрассудный.
Видит ли читатель, как можно осуетиться в своих помыслах, и тогда они становятся нижними водами, порождающими чудовищ из моря и прочих тварей по своему образу и подобию.
Либо помышлять о горнем, и тогда это приводит к излиянию вышних вод на землю, для её спасения, - закономерный итог познания Бога на нисходящей части пути Христова.
Итак несмотря на сложность темы, мы продвинулись вперёд, и сделали ряд важных наблюдений и выводов.
Продолжим далее, исправляя по ходу процесса недочёты и внося уточнения.
Продолжение следует