Религиозно-философский форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религиозно-философский форум » Религиозно-философские учения » Книга П. Полонского "Две тысячи лет вместе"


Книга П. Полонского "Две тысячи лет вместе"

Сообщений 61 страница 74 из 74

61

4. Изменения в протестантских кругах [от попытки «христианского влияния на евреев» к признанию религиозной ценности иудаизма]

В XX веке в теологии христианства по отношению к евреям произошли весьма серьезные изменения — настолько радикальные, что нам даже трудно зачастую осознать их масштаб. Прежде всего, уже в начале XX века произошли изменения с некоторыми группами протестантов. Во второй половине XIX века в протестантизме наблюдался определенный «ренессанс», одним из аспектов которого было то, что часть протестантов (настроенная скорее проеврейски, чем антиеврейски) стала активно заниматься миссионерством по отношению к евреям и активизировала попытки обращения евреев в христианство — надеясь, как это уже неоднократно бывало в истории, что «уж теперь, когда мы к евреям так хорошо относимся, они поймут, что им было бы правильно принять христианство». При этом довольно быстро выяснилось, что большого успеха эта кампания не имеет — и, что поразительно, через небольшое время эти же самые христианские миссионеры, еще раз критически проанализировав свою деятельность (неясно, было ли это прямым психологическим следствием неуспеха их кампании, или произошло независимо), вдруг сами для себя «поняли», что завершающая заповедь Иисуса своим ученикам: «Идите и научите этому все народы» (Матф. 28:19), — не может относиться к евреям, т. к. на еврейском языке того времени понятие «народы» означает именно остальные народы, кроме евреев. (Отметим, что буквальным, точным переводом слова «народы» здесь является термин «язычники» = «те, кто говорит на [разных] языках».) А поскольку протестанты отличаются тем, что напрямую читают библейский текст, и на основе этого сами принимают решения — то они пришли к выводу, что, пожалуй, именно евреев и не нужно обращать в христианство. И, как это ни парадоксально, к этому пришли именно те группы, у которых был очень высокий уровень религиозного «горения» и которые до этого пытались склонить евреев к переходу в христианство.

Да, слово "народы" и в каббале трактуется как "язычники". Учить евреев Христос не призывал.

Возвращение евреев через почти две тысячи лет в свою страну из рассеяния и воссоздание Государства явилось абсолютно уникальным, единственным подобным явлением за всю историю человечества; и оно заставило тех, кто воспринимает историю как диалог Бога и Человека, задуматься о том, что же, собственно, Бог хочет нам этим сказать. Если «Ветхий Завет» продолжает реализовываться — то может быть, он совсем не такой уж «ветхий», и христианство слишком поторопилось занести его в «уже пройденный этап».

Полонский постоянно об этом говорит, как о факторе, который сделает иудаизм и самих евреев научающей и спасающей нацией для всех других народов. И с этим можно согласиться. Еще Павел писал, пророчествовал об иудеях:
Рим.11гл
Ибо если отвержение их - примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? 16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

И именно как "воскрешение из мертвых" трактует р. Кук обретение евреями своего государства и выход из галута.

В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. 29 Ибо дары и призвание Божие непреложны. 30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

Иудеи тогда были "непослушны для помилования" христиан, а теперь помилованы, по непослушанию христиан.
Но сама трактовка "народы", на мой взгляд, не совсем ясна у Полонского. Понимать "народы" как нации можно, но что это дает? Идет процесс глобализации, когда национальные особенности все меньше влияют на ход исторического процесса. Границы между государствами стираются, появляются корпоративные наднациональные интересы и объединения. Много людей имеют несколько гражданств, члены семей часто состоят из мужа и жены разных национальностей. Понятие "нация", на мой взгляд, уходит в прошлое.
Здесь скорее на первое место выходит религиозная принадлежность, а не нация. И язык, как определяющее свойство нации, культурное наследие - все это в современном мире выхолащивается, теряет свою самобытность.

0

62

Величие еврейского вклада в древности в религиозный прогресс человечества является очевидным и признано всеми. Еврейский народ создал Библию (или, в другой формулировке, еврейский народ смог достичь того, чтобы стать орудием передачи Божественного света человечеству, «коллективным пророком», через которого Бог дал человечеству Библию), — а Библия, конечно, является основой построения западной цивилизации. Но завершился ли на этом вклад иудаизма в духовный прогресс человечества, или же это только начало, и еврейскому народу предстоит также и в будущем раскрыть человечеству новые уровни понимания Божественности? В этом вопросе взгляды иудаизма и христианства обычно расходятся.

С точки зрения классического христианства, все важное в раскрытии Божественного света человечеству уже произошло, уже в прошлом. Поскольку Мессия Христос уже пришел, «уже принес в мир спасение», то наше дело — только воспринимать это и присоединиться к нему («поверить»). С еврейской же точки зрения раскрытие Божественного света человечеству еще далеко от завершения. Это раскрытие происходило не только в библейские времена, но оно продолжалось на всем протяжении истории — и, что особенно важно, продолжается и поныне. И так же, как в прошлом Божественный свет был открыт человечеству через еврейский народ, так же через еврейский народ этот свет будет продолжать открываться человечеству и в будущем.

А как же тогда книга Откровения, из которой следует, что до "окончательного раскрытия Божественного света" еще далеко. И, конечно, Бог раскрывается и в наше время. Принятие Христа в христианстве это только начало для личных отношений с Богом без посредников.

Дальше Полонский пересказывает основные положения каббалистического подхода к роли еврейского народа в направлении р. Кука.

Как отмечает рав А. — И. Кук, в исходном Божественном откровении, в Торе, нам была дана не одна, но две центральные идеи. Первую идею, идею индивидуального Диалога человека с Богом, человечество уже восприняло от иудаизма и уже «переварило». Но есть еще и вторая великая идея, которую человечество еще не восприняло, хотя она также имеется в Еврейской Библии, в ТаНаХе — т. е. в книге, которую человечество признало священной. Эта идея тоже является идеей Диалога, но только не индивидуального, а обще — Национального — т. е. «Диалога с Богом всего народа как единого целого». При этом народ тоже воспринимается как Личность, как органическая сущность, протяженная вдоль истории, т. е. состоящая из всех своих поколений, не только ныне живущих, но и поколений прежних и будущих. У каждого из народов имеется своя «душа», свои особые таланты и возможности, у народов есть заповеди (обязанности) и этика общенационального поведения, своя специфическая миссия и задача. Каждому народу, так же как и каждому человеку, дана свобода выбора.

Логично предположить, что любая группа людей образует и субъектные отношения между ними, и может рассматриваться как субъект. Вопрос только что это за отношения, на чем они основаны? Как и для отдельного человека в группах есть разные уровни отношений с Богом.
Для религиозных групп есть понятие Церковь. Но понятие "народ", "нация" образуется естественным языком, культурой. То, что в каббале называется "путь ускорения" путь неестественный, путь преодоления своей природы, чтобы уподобиться Творцу.   

На уровне ТаНаХа, в эпоху Еврейской Библии, идеи индивидуального и общенационального Диалога присутствуют в равной мере, объединены. Но в дальнейшем судьбы двух этих идей — как в еврейском народе, так и во всем человечестве — оказались весьма различными.
Однако передать сразу обе эти идеи человечеству — а ведь суть еврейской избранности состоит именно в передаче народам мира Божественного света — было невозможно. Во — первых, человечество не смогло бы воспринять две такие великие идеи сразу — это, видимо, было бы для него непосильно. И, во — вторых, даже и в самом еврейском народе эти идеи не были достаточно сбалансированы, и обще — Национальный Диалог с Богом вначале развивался лучше, чем индивидуальный (т. е. восприятие Бога в общенациональной жизни было сильнее, чем восприятие Бога в жизни индивидуальной), — и поэтому нужно было усилить чувство индивидуального диалога внутри самого еврейского народа. Поэтому в период Второго Храма, в течение около пятисот лет (V в. до н. э. — I в. н. э.), осознание обще — Национального Диалога было «снижено» и постепенно распадалось, так что к концу периода Второго Храма в иудаизме осталось только осознание индивидуального Диалога. Именно в этот момент из иудаизма исходит христианство, которое распространяется среди человечества и несет народам мира еврейскую идею монотеизма на уровне индивидуального Диалога с Богом. А евреи, лишившись государственности и поэтому потеряв обще — Национальный уровень Диалога даже и в физическом смысле и уйдя в Изгнание, также остались в рамках лишь индивидуального Диалога с Богом, чтобы с его помощью исправить себя на индивидуальном уровне.

Идея р. Кука такая, что с появлением государства Израиль, Израиль начнет распространять "идею монотеизма" в общенациональном Диалоге с Богом.
По мне, так все представляется наоборот: Израиль, как Народ Божий, остается таким и поныне, и человечество это уже "переварило", а теперь настало время индивидуального Диалога с Богом, что и осознается в каббале последние 2000 лет, как "время Мессии". Значение личности намного выше нации. Так например, видимый уровень микромира целиком оределяется свойствами атома, которые на этом видимом уровне могут никак не проявлять себя, но оказываются чрезвычайно важными в строении космологии всей Вселенной, ее прошлого и будущего. Поэтому так важно проникнуть как можно глубже внутрь атома, создать "теорию элементарных частиц", чтобы с помощью разума увидеть невидимое для чувств, расширив свои представления о возникновении и развитии всей Вселенной.

0

63

Обычно в религиозных концепциях (всех религий) все «Божественное Откровение» целиком сконцентрировано в начальных моментах этой религии; а дальнейшее дело человека — только лишь изучать, воспринимать и принимать то, что было уже открыто. Например, обычный подход в христианстве подчеркивает, что все необходимое человечеству Откровение уже содержится в Библии, a наше дело — только «поверить и принять это Откровение». В исламе подобная идея подчеркнута тем, что «Мухаммад — самый последний из пророков», и после него человечеству никакие пророки не нужны, а дальнейшее пророчество и Откровение невозможно. Да и в иудаизме можно зачастую встретить точку зрения, подчеркивающую, что «все уже было открыто на Синае, и далее нам следует лишь изучать и реализовывать традицию». Однако совершенно иным является подход к этой проблеме в рамках разработанных р. Куком идей «ортодоксальной модернизации».

Да, такое отношение нередко встречается среди христиан. И это интересная тема: о постоянстве и изменчивости учения. Как возможно, чтобы такое Божье качество, как "постоянство" приводило к изменениям в этом мире?  Разве развитие, или то, что иногда называют "эволюция" допустимо в религии? Как, например, в политике в рамках "ортодоксальной модерницации" соединить партии консерваторов и либералов?

Ведь если история — это Голос Бога, и Бог продолжает вести свой Диалог с еврейским народом и с человечеством, то в этом Диалоге Он обязательно продолжает говорить нам нечто новое, ведь иначе это был бы не Диалог, а чтение Книги, и Бог не являлся бы действительно нашим Собеседником. А это означает, что новое раскрытие Божественного Откровения продолжается и сегодня.

Иными словами, концепция «Продолжающегося Откровения» утверждает, что Откровение не прекратилось в древности в момент создания религии, но что оно продолжалось и продолжается сейчас; и при этом оно выражается не в пророчестве, не в «чудесах» или мистических «голосах с Неба», но в самом обычном ходе человеческой истории, в развитии науки, культуры, морали, социума; и прежде всего — в ходе еврейской истории. А для того, чтобы услышать это Откровение, мы должны рассматривать историю не просто как набор человеческих свершений, но как Диалог народов и Человечества в целом с Богом, и попытаться вычленить из хода истории обращенное к нам Божественное «послание». Воспринимая и акцептируя его, религия и развивается, продвигается и модернизируется. (Но поскольку при этом мы никак не можем отказываться также и от сказанных ранее «Божественных слов», то мы не теряем ничего из достигнутого религией ранее, и поэтому наш подход к религии будет оставаться ортодоксальным, т. е. будет происходить «ортодоксальная модернизация религии»).

История Еврейского народа, как "дорожная карта" для всего человечества? Я бы мог и согласиться с этим, хотя христианская книга "Откровение" уже существует в новозаветном каноне много лет, но христиане в массе своей ее игнорируют, и не рассматривают как ход человеческой истории во времени. Но все больше прихожу к мнению, что идея исключительности "еврейской нации" р. Кука больше похожа на роль "Церкви", а понятие Церкви выше понятия "нация" и находится вне рамок культуры, языка, государства.
В Откровении после первого воскрешения праведников и после излития 7 язв, "которыми оканчивалась ярость Божия" в кн. "Откровение" происходит суд над Блудницей, представленной женщиной сидящей на Звере. В образе этой женщины некоторые христиане даже склонны видеть "Израиль", что, конечно, является проявлением антисемитизма. "Блудницей" в "Откровении" назван "великий город, царствующий над земными царями". Это и есть в контексте Нового Завета "князь мира сего" - "злое начало" в каббале, окончательное исправление которого происходит только в конце времени после всеобщего Гмар Тикун.
Само же направление сегодня на "дополнение" иудаизма христианством, а не на "замещение", как раньше не может не радовать. Это дает очень большие возможности, и я в большей мере их отношу к такому учением как "каббала", которая становится все более доступной всем народам.

0

64

65

Итак можно подвести предварительный итог моего внутреннего диалога с Полонским:

1. Диалог христиан и иудеев, как Народа Божьего уже идет на духовном уровне и это хорошо. Но это не диалог наций, или народов.

2. Христиане никогда не откажутся от Христа, т.к. для них это - основа всего христианского учения. Но есть другой путь - признать и христианам и иудеям, что  Христос есть в "скрытой Торе". "Скрытой Торой" и называется в иудаизме - каббала. Отсюда можно сделать вывод, что дальнейший диалог между христианами и иудеями возможен только на основе изучения каббалы. ТаНаХ, как текст один и тот же в иудаизме и в библии, но его понимают и понимали по-разному. Да, и в многочисленных конфессиях христианства  единство существует только на признании Христа, а не на основе письменного текста библии.

3. Разделение в христианстве на плотское и духовное заложено в самом учении Павла. Синтез плотского и духовного, как синтез души тела возможен только после  получения нетленного (духовного) тела. Полонский же утверждает, что иудаизм не разделает "духовное" и "плотское". С точки зрения христианства это является идеализацией существующей реальности, где тело человека тленно, и его исправление происходит в самом конце исправления мира. Для грешников - во "Втором воскрешении грешников" перед самым сотворением Нового неба и Новой земли (кн. "Откровение").

4. Роль иудеев, согласно Рим 11гл. велика и они являются стеблем для христианства и ислама. Это было от Бога, как и написано Павлом:
Рим 11 гл
Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

Это было во времена Павла, но с тех пор прошло 2000 лет и мир изменился. Об этом говорит и р. Кук, и Полонский в своей "Библейской динамики". Сегодня и у христианства, и у иудаизма  другой статус в мире. Мир стоит на пороге соединения всех трех монотеистических религий. Это уже не взаимодействие народов, а взаимодействие религий. И в иудаизме не обретение своего государства является важным, а изменение статуса иудаизма в мире, в переходе иудаизма на более высокую ступень "выхода из спячки". Об этом более подробно можно поговорить на основе книги Полонского "Центральные идеи каббалы" и направления в каббале р. Кука.

0

66

Главные отличия с тем пониманием каббалы, что дает П. Полонский проявляются в отношении к индивидуальной душе, т.е. именно к тому, что, по мнению Полонского, является уровнем ЗА и уровнем света "нефеш" и "руах". Полонский дает такую таблицу уровней по отношению к индивидуальной душе и мирам АБЕА. Первый (высший) уровень оставлен без соответствующей сфиры, т.к. этот мир относится к миру Адам Кадмон, который является корнем для всех нижележащих миров АБЕА. Думаю, правильнее  было бы Кетер разделить на 2 части, как уровень - посредника: Атик Йомин для 1 уровня, и на Арих Анпин для 2 уровня.

  Соотношение Четырех миров и уровней души

Душа человека имеет пять уровней – Нефеш, Руах, Нешама, Хая, Йехида – соответствующих четырем мирам и Божественной Бесконечности.
Структура миров и уровней души также может быть примерно соотнесена с Деревом Сфирот и Ликами – так что каждому миру соответствует свой уровень души человека, при этом высшие уровни души "одеваются" в нижние и реализуются через них.
Общая картина выглядит следующим образом (ниже мы поясним детали):

1. Душа - Йехида, неотделимость души от Всевышнего, человек как часть Бога.
    Мир - Ор Эйн Соф, "Свет Бесконечности" (он трансцендентен, т.е. "вне всех миров"), невозможность описания
    Сфирот - ..............

2. Душа - Хая, "жизненность", жизненная сила существования, отдельных индивидуальных душ еще нет – есть только "Общая душа", с намеченными линиями будущих индивидуальных душ. Связывает каждого с целью существования всего человечества.
    Мир - Ацилут, "Эманация", несамостоятельность существования, явная протяженность из Света Бесконечности
    Сфирот - Кетер

3. Душа - Нешама, "дыхание", Миссия человека, Индивидуальная душа как одна из "прожилок" в Общей душе. Связывает каждого с его социально-исторической общностью (народом). Уровень осознания идеалов и целей мироздания
   Мир - Брия, "Сотворение". (Видимость) самостоятельного существования
   Сфирот - Хохма и Бина, "Отец и Мать".

4. Душа - Руах, "Дух". Ценности человека, его индивидуальная душа. Уровень формулировки законов и принципов жизни, личных представлений о смыслах, добре и зле и т.д. Связывает реальную жизнь и деятельность человека с его идеалами. (дихотомия Руах Олам hа-Зе /Руах Олам hа-Ба)
   Мир - Йецира, "Формирование". Мир идей
   Сфирот - ЗА (от Хесед до Йесод)

5. Душа - Нефеш, "Душа". Характер человека (дихотомия Йецер hа-Тов /Йецер hа-Ра).
    Мир - Асия, "Действие". Мир физической реальности
    Сфирот - Нуква (Малхут)

0

67

0

68

VladK написал(а):

Главные отличия с тем пониманием каббалы, что дает П. Полонский проявляются в отношении к индивидуальной душе

И именно в этом его методологическая ошибка:

Исраэль как общность людей, принадлежащих к иудейской религии/традиции, не может быть эсхатологическим Машиахом, поскольку, как известно, для передачи света нижнему высший должен уподобиться ему по свойствам ("для всех я стал всем"), что абсолютно невозможно в силу того, что Исраэль связаны заветом/союзом обрезания. В терминах каббалы это означает, что распространение света в нём (Исраэле) заканчивается на венце Есода, а Малхут ("крайняя плоть") по закону Второго сокращения не используется.

То есть, в переводе на язык материальных ветвей, для передачи учения народам мира евреи должны отказаться от обрезания, сиречь перестать быть евреями, что в принципе недопустимо - согласно правилу "в духовном ничто не исчезает". Точно так же недопустимо, чтобы народы мира присоединились к общности "Исраэль" (приняли иудаизм), поскольку и в этом случае свет в Малхут не попадёт.

Иными словами, для распространения света к народам мира необходимо новое качественное состояние (бхина), которое на языке Нового Завета обозначено как Иисус Христос в Первом пришествии. А это по вышеуказанной причине иудеи принять не могут и не должны. Вот это и есть та "загогулина", которую не замечает или игнорирует П. Полонский, и именно она заставляет позиционировать каббалу как сугубо иудейскую мудрость.

Но фишка в том, что духовные законы, правила и принципы, раскрытые иудейскими мудрецами-каббалистами, являются универсальными - хотят они этого или не хотят, пишут об этом или не пишут.

Если же рассматривать категории "Исраэль" и "народы мира" как состояния, присущие одному (и каждому) человеку, чего придерживается БС и многократно разъясняет в своих статьях Рабаш - тогда таки да, вполне реально совместить ГвЭ нижнего с ОХаПом высшего, и тогда, не теряя идентичности, высший становится как нижний, а нижний - как высший. И тогда возможно дальнейшее распространение света ("спасение - от иудеев", "идите и научите все народы")

И если так, то, как ни парадоксально, индивидуум является категорией общего по отношению к обществу как категорией частного.

Отредактировано Владимир (2023-12-28 13:37:57)

+1

69

Владимир написал(а):

... и именно она заставляет позиционировать каббалу как сугубо иудейскую мудрость.

Здесь следует добавить:

Тогда закономерно возникает вопрос:

В чём необходимость и неизбежность распространения каббалы среди народов мира?

Дело в том, что духовные законы... и далее по тексту.

0

70

Владимир написал(а):

возможно дальнейшее распространение света ("спасение - от иудеев", "идите и научите все народы")

Следует добавить:

... и, соответственно, восхождение по ступеням духовной лествицы каждым человеком, вне зависимости от его половой, этнической и религиозной принадлежности. Об этом сказано:

Как известно, человек соединяет все четыре мира АБЕА (Ацилут, Брия, Ецира, Асия), и потому в нём неизбежно будут части от каждого из этих четырёх миров, и каждая из них называется одним из этих пяти имён, НаРаНХа́Й... Но не в одно мгновение удостаивается человек их всех, но лишь того, которого достоин. Сначала он получает одну часть, худшую из всех, которая называется нефеш. А после, если удостоится большего, обретёт и руах (Ари, Врата воплощений (шаар hа-гильгулим) Начало (hакдама) 1)

И таким же образом далее.

Отредактировано Владимир (2023-12-28 17:25:13)

0

71

Владимир написал(а):

И если так, то, как ни парадоксально, индивидуум является категорией общего по отношению к обществу как категорией частного.

Если рассмотреть ту "общую картину", что описывает Полонский, т.е. разбиение общей души на множественные осколки и спуск их в этот материальный мир, то этот вывод выглядит действительно пародоксально. Но прямой свет не может распространяться без отраженного. А в отраженном свете, именно Малхут становится Кетером, именно индивидальная душа дает возможность получить свет Ехида, когда все света находятся на своих местах в древе сфирот. 
И в этом смысл того, что самые "скверные" и низкие сосуды дают возможность для более высоких получить соответствующие "хорошие" света. Это следует из обратной зависимости получения в самые "хорошие" сосуды "плохой" свет, если еще нет соответствующих сосудов для "плохого света".

А вначале исправляются самые "хорошие" сосуды, а затем только те, что более "плохие".
Мар. 10:31
Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Я думаю, что дополнением к иудаизму станет осознание того, что в каббале есть Христос, и изучение каббалы даст возможность иудеям увидеть Христа в иудаизме. А для христианства и вовсе только каббала может стать основой для дальнейшего существования христианства, как учения. И это будет большим вкладом и дополнением иудаизма в христианство.

Отредактировано VladK (2023-12-29 13:07:40)

+1

72

VladK написал(а):

Если рассмотреть ту "общую картину", что описывает Полонский, т.е. разбиение общей души на множественные осколки и спуск их в этот материальный мир...

Не кажется ли тебе, что убеждённость П. Полонского в том, что Авраам, родоначальник всех религий (и лежащих в их основе откровений свыше), это конкретная историческая личность, наивна? Мне - таки да.

Тем более наивна его вера в возможность интеграции авраамичиских религий. Процесс разделения - как между религиями, так и внутри каждой из них вследствие увеличения авиюта - необратим.

0

73

Владимир написал(а):

Не кажется ли тебе, что убеждённость П. Полонского в том, что Авраам, родоначальник всех религий (и лежащих в их основе откровений свыше), это конкретная историческая личность, наивна? Мне - таки да.

Тем более наивна его вера в возможность интеграции авраамичиских религий. Процесс разделения - как между религиями, так и внутри каждой из них вследствие увеличения авиюта - необратим.

Нет, я так не думаю. Полонский не считает Авраама исторической личностью в буквальном смысле. Да и сам ход истории он не рассматривает по "мясу", а ссылается на каббалиста р. Кука. 
Точно так же три монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам уже интегрированы в иудаизм, т.к. иудаизм - общая причина для них. А то, что есть в общем есть и в частном. И частное раскрывает то, что есть в общем.
Поэтому Павел и говорил о христианстве как о привитой ветви на иудаизм, а ислам еще не проявлял себя тогда никак. Новый взгляд на ТаНаХ (даже для иудаизма)  Полонский раскрывает в серии книг "Библейская динамика" (10 томов). История про Иова, что ты слушал, как раз оттуда.

Общий взгляд на мир с точки зрения причина-следствие у Полонского отражен совершенно верно. Но это путь от совершенства - к несовершенству. А цель всего - обратное движение душ снизу-вверх. Т.е. первоначально происходит анализ и распад, и только потом исправление и синтез совершенно нового и на основе того, что дает соработничество Творца и творения.

0

74

Владимир написал(а):

Если бы христианство было, как он утверждает, распространением иудаизма (а не духовного учения, частными облачениями которого являются религии), среди народов мира, то на них распространялся бы и союз/завет обрезания. А это не так. Не видит? Или?.. Гадать не буду.

Тем более наивна его вера в возможность интеграции авраамичиских религий. Процесс разделения - как между религиями, так и внутри каждой из них вследствие увеличения авиюта - необратим.

Еврейство и христианство невозможно соединить, но, с точки зрения духовной истории человечества, они дополняют друг друга.
Именно это осознание «несоединимости и дополнительности» является новым уровнем понимания, который может быть достигнут сегодня.

Здесь как раз Полонский согласен с тобой: иудаизм и христианство несоединимы. Но обрезание для язычников зачем?
Дополнение к иудаизму Полонский видит только "с точки зрения духовной истории человечества". Я же думаю, что Полонский как раз говорит о частном (исторической роли в истории человечества), а важнее общее - то, что является корнем в рождении каждого человека, как образа и подобия Бога, т.е. Адам Кадмон. И в АК возможность соединимости иудаизма и христианства.  К тому же, как замечает Полонский, у христиан и иудеев есть общий текст - ТаНаХ. Но это тоже частности, а важнее общее - Христос в христианстве и Он же - Адам Кадмон в каббале.

Отредактировано VladK (2024-01-02 15:51:40)

0


Вы здесь » Религиозно-философский форум » Религиозно-философские учения » Книга П. Полонского "Две тысячи лет вместе"