Плоть Иисуса Христа и глагол бара. Часть 7
В предыдущей части мы занимались дальнейшей проработкой самодостаточности Бога, разбирая примеры Писания, где об этом говорится в связи с теми или иными запросами в познании.
Разбирая эти примеры, мы выяснили, что самодстаточность Бога простирается и к вопросу Его уподобления (демут) чему-либо.
Здесь Бог отвергает само наличие третьего лица, которое может заниматься уподоблением.
Это отвержение связано с тем, что Бог в этом случае будет пользоваться заёмными услугами третьего лица, третьего разума.
Услуга Богу - это прибавление к Целому, что является богохульством.
Также, Бог отвергает заёмный смысловой материал, который может предоставить третье лицо.
Фактически, это означает одно: только Я Сам могу уподобить Себя - Самому Себе, используя в качестве материала Моё Слово - Слово Божие.
То, что этот материал - Слово написанное, отражено в Бытии 1, где Бог "делает" (аса) небесную твердь - то самое Слово написанное, а также "делает" (аса) солнце, луну, и звёзды, связанные с духом (солнце) Слова, буквой (луна) Слова, и подсказками (звёзды) Слова.
Казалось бы, простые выводы и вещи.
Но их приходится доносить до некоторых "духовно продвинутых" деятелей, убеждая не богохульствовать в приписывании Богу заёмных материалов для делания Слова написанного - таких как история, политика, экономика, биология, физиология, диетология, и тому подобное.
Тем не менее, установив факт, что Слово написанное является подобием Бога, сделанным (аса) Самим Богом, мы обнажили только вершину айсберга.
Действительно, мы ещё не затронули основную тему - как именно выражается в Слове написанном подобие Бога.
И здесь нам поможет практика применения искомого понятия, а также список его значений.
Список значений:
- Подобие, образец, облик, изображение, форма, вид;
Напомним, термин "подобие", демут, употребляется в Ветхом завете 25 раз, причём 16 из них приходится на книгу Иезекииля, три - на книгу Бытия, два - на Исайю, и остальные четыре распределены по одной в 4-ой книге Царств, во 2-ой Паралипоменон, в псалме 58, и книге Даниила.
Если мы рассмотрим все 25 мест Писания, то фразы итогового перевода распределятся следующим образом:
1. "Подобие Божие" - Быт.1:26; Быт. 5:1; Исайя 40:18;
2. "Подобие человека", "подобие сынов человеческих", "похожий на человека" - Дан.10:16; Иез. 8:2; Иез. 23:15; Иез.1:26; Бытие 8:3;
3. "Подобие волов" - 2-е Пар.4:3;
4. Сравнительное: "как яд" - Пс.58:4; "как шум народа" - Исайя 13:4;
5. "Подобие славы Господней" - Иез. 1:28 - 2:1;
6. "Подобие престола", "подобие свода", "похожее на престол" - Иез.10:1; Иез.1:22; Иез.1:26;
7. "Облик животного, как у человека" - Иез.1:5;
8. "Подобие четырёх колёс" - Иез.10:10;
9. "Подобие рук человеческих у животных" - Иез. 10:21;
10. "Подобие лиц у животных" - Иез. 1:10; Иез.10:22;
11. "Вид (облик) у животных" - Иез. 1:13;
12. Подобие четырёх животных (Иез.1:5);
13. "Изображение жертвенника" - 4-я Царств 16:10;
Рассматривая непосредственно места Писания, в которых употребляется термин "демут", можно обнаружить общую для них особенность: "демут" везде используется в сравнительном смысле.
Если исходный объект нужно сравнить с другим объектом по каким-либо признакам или свойствам, то это то же самое, что уподобить.
В свете провозглашённой Богом самодостаточности, о которой мы говорили выше, неудивительно, что Богу невозможно уподобить Себя кому - либо, кроме Себя Самого.
И когда мы имеем факт Писания, что Слово написанное является подобием Бога, то наблюдения о подобии как о сравнении по некоторым признакам или свойствам, свидетельствуют, что подобие по определению представляет собой совокупность непрямых смыслов.
Пожалуй, наиболее оптимальным определением подобия является сравнительный образ.
Сделанные выводы позволяют перейти к столь желанной конкретике, когда под непрямой свет, или непрямой смысл, подпадают такие вещи как премудрость Слова написанного в виде притчи, иносказания, загадки, уловки, различных сетей, запутанностей, и так далее множество приёмов усложнения.
Всё что касается непрямого описания Бога - а точнее свойств Бога, - является подобием Бога.
Подобие усложняет Бога, востребуя усилия в том, чтобы разрешить, постичь, и войти в Царствие.
Поэтому подобие востребует такое качество как мудрость и рассудительность.
А где рассудительность - там различение добра и зла.
Имея это в виду, посмотрим как подобие связано с добром и злом:
"8. а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию.
10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть" (Иакова 3:8-10)
Обратим внимание, что плотским разделяющим языком проклинают не человеков сотворённых по образу Божию, но по подобию.
Следовательно, плотской язык реагирует на подобие проклятием, если оно слишком сложно, не понятно, странно, не вмещается.
Примеров этому в Новом Завете - предостаточно:
"37. Знаю, что вы — семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Моё не вмещается в вас.
38. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44. Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи.
45. А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня" (Иоанна 8:37-49)
Сравним яд плотского языка по Иакову, вкупе с примером из Иоанна, - с примером из Ветхого Завета, на который ссылатся Иаков:
"4. С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5. Яд у них — как [демут!] яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои" (Пс.57:4,5)
Тем самым наблюдается преемственность смыслов, позволяющая проверить наши выводы.
Итак, выяснив ещё некоторые детали о подобии, перейдём к образу (цэлем), чтобы после найти взаимосвязь между образом и подобием.
Продолжение следует
Отредактировано Ilia Krohmal (2023-12-07 16:53:10)