ГОРЯЙНОВ С.А. ЧТО ТАКОЕ ИСТИННО "ФИЛОСОФСТВАТЬ МОЛОТОМ"? ( из "Философия Ландшафта. 2003)

«Философствовать молотом» – эту метафору применил один из ландшафтно мыслящих философов - Ф. Ницше в своей работе «Сумерки идолов, или как философ¬ствуют молотом» (1888). Но, как и во всех своих работах, он, ввиду своего больного сознания, не смог четко развить эту метафору. Это свойство всех его мыслей, но, тем не менее его броские метафоры и афоризмы, служат часто хорошим «возбудителем» и подсобным материалом для нормального философствования. В этом его непреходящая роль в со¬временной философии. Хотя схожую метафору применил сократик Диоген, который рассматривал свое киническое философствование как «перечеканку монет».
Для Философа Ландшафта «философствовать молотом» – это означает «взрывать» тексты, находя скрытые смыслы; «философствовать молотом» - значит стать «геофилосо-фом» - географом бытия и геологом культуры; философствовать молотом» – т.е. заботиться об обустройстве бытии и своего присутствия в нем..
У М. Фуко философ – это «археолог» культуры или её «архивист», но философ Ландшафта более радикален – он «деконструктивист». Он философствует «молотом» крити-ческой мысли и острым «кайлом» философского концепта. Он понимает слова ницшеанского «Заратустры», который утверждал, что только с «помощью гор должен учиться строить познающий» и что «дух двигает горами» (Ницше Ф. Сочинения Т.2. С.74). Он не только делает «картографирование» культурного Ландшафта, но еще и врезается в пласты культуры с острым философским концептом - «кайлом» и сотрясает человеческую культуру критической мыслью - «молотом», высекая «искры духа». Это мыслитель, который с опытом человека начала III тысячелетия и «детской наивностью» Лао-цзы (буквально – «Старого ребенка») и Сократа проникает в пласты её текстов; вникает в пласты социальных систем и их изломов; изучает тропы мироэкономических образований, типы производств и товаров, - в общем, он выявляет разломы тектонических плит культуры, её пликативные и дизъюнктивные дислокации складок, типологии фаций в ментальности, обществе и хозяйстве. Он как «Критически мыслящая личность» П. Лаврова - выясняет: что произошло, почему не все ладно в че-ловеческой культуре, отчего человек в ней несчастен, что нужно сделать для ее «sustainаble development».