Древние тексты различных учений рассказывают о мятеже против Бога, что является частью повествований этих учений.
Действительно ли это так и может ли быть мятеж против Бога, и если да, то что он собой представляет? – вопрос, который нас интересует.
Давид говорит об этом:
„Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари Земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его: «Рассторгнем узы Их, и свергнем с себя оковы Их».
Живущий на Небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во Гневе Своем и Яростью Своею приведет их в смятение: «Я Помазал Царя Моего над Сионом, Святою Горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в Наследие Тебе и пределы Земли во Владение Тебе; Ты поразишь их Жезлом железным; сокрушишь их как сосуд горшечника».
(Псалом Давида, 2.)
В этом псалме дается краткое объяснение, что такое мятеж против Бога, и к сказаному в этих строчках можно добавить следующее.
Властители различных стран полагают, что делают все, что могут, чтобы в мире был порядок и не было зла, но на деле оказывается, что "мир лежит во зле" (1 Посл. Иоан. 5, 19).
Множество людей, живущих в трудных для жизни условиях, обращаются к Богу и молят о помощи. Многие не получают хорошего воспитания и образования, не имеют необходимых вещей, болеют и умирают из-за неправильного устройства мира.
Весь мир наполнен бедами и страданиями, которые можно уменьшить до минимума и в течении некоторого времени устранить, избавившись от несправедливости и зла, смерти и болезней.
В некоторое время Бог решает помочь человечеству и спасти мир и избирает среди всех одного человека, Своего Избранника, через которого осуществляет Свою Волю.
И тогда начинается мятеж против Бога, который поднимают отдельные люди, группы людей, властители Земли и народы, находящиеся под воздействием влиятельных людей.
Мятеж начинается с одного человека, который решается предать Избранника, из-за того, что ему самому захотелось стать Избранником, хотя Бог не избирал его для этого, и этот нечестивый человек, переступая моральные и нравственные нормы, действует как вор, подлец, предатель и злодей.
В одной из книг Моисея приводится описание такого мятежа, и Моисей говорит, что составившие его люди "собрались против Господа".
Среди этих людей нашлись такие, которые посчитали себя достойными занять места Моисея, Аарона и их сподвижников.
При этом двое из руководителей мятежников, Дафан и Авирон, прямо отказались слушать слова Моисея, Избранника Бога, не желая, чтобы "Моисей властвовал над ними", из чего и можно видеть, что речь идет о мятеже.
Об этом рассказывается в книге Моисея так:
„Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан, и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалева, сыны Рувимовы, восстали на Моиссея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?
Моисей, услышав это, пал на лицо свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его и кто Свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он заберёт, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его, возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет Свят. Полно вам, сыны Левиины!
И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! Неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при Скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. Итак, ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?
И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем! Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!
Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них.
И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред Лицом Господа, ты, они и Аарон; и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред Лицо Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.
И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в Скинию Собрания; также и Моисей и Аарон. И собрал против них Корей все общество ко входу Скинии Собрания. И явилась Слава Господня всему обществу.
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение.
Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже Духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?
И сказал Господь Моисею и Аарону: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.
И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасатесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.
И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу я делаю сие: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное и земля разверзнет уста свои и поглотит их, и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
И вышел Огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение.“
(Числа, Глава 16.)
Главным зачинщиком описываемого мятежа назван "один человек", под которым подразумевается Корей, и которого Моисей и Аарон назвали "согрешившим" (что напоминает о согрешившем Адаме, имевшем "сердце лукавое", 3 Ез. 3), а все мятежники названы Моисеем "нечестивыми людьми" и "грешниками" (16, 38), что "собрались против Господа" и "презрели Господа".
При этом "Господь Бог есть Истина" (Иер. 10, 10, ср. Ин. 14, 6; 10, 30), и поэтому мятежники могут быть определены как отступники от Истины, и люди противящиеся Истине, поддавшиеся уговорам одного человека, ставшего врагом Бога и Истины, – Корея, который не устоял в Истине и выступил против Моисея и Аарона, желая в то же время занять место Моисея, и говоря в свое оправдание нечто противоположное Истине, то есть ложь, что соответствует характеристикам Дьявола (см. Ин. 8, 44).
Известно также, что мятежников было "двести пятьдесят мужей" и это были "начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые", то есть некоторые властители, которые именуются в текстах того времени "архонтами".
Это позволяет увидеть сходство с тем, о чем идет речь в Христианских апокрифических текстах, например, в "Апокрифе Иоанна", где рассказывается о некой группе архонтов с первым архонтом во главе этого собрания.
„Итак, у архонта, который болен, три имени. Первое имя – [Иалтабаоф], второе – Сакляс, третье – Самаэль. Он нечестив в своем безумии, которое есть в нем. Ибо он сказал:
«Я – бог, и нет другого бога, кроме меня», – не зная о своей силе, о Месте, Откуда он произошел. ...Он не был послушен Месту, Откуда он произошел“.
„И архонты создали семь сил для себя, и силы – каждая – создали для себя шесть ангелов, пока не стало 365 ангелов“.
"И когда он увидел творение, его окружавшее, и множество ангелов вокруг себя, тех, которые стали существовать через него, он сказал им:
«Я, я – бог ревнитель, и нет другого бога, кроме меня». Но объявив это, он показал ангелам, которые были около него, что есть другой Бог...“
Это описание некоторым образом соответствует рассказу о мятеже в расмотренном нами фрагменте книги Моисея (и более отчетливо это будет видно далее, при рассмотрении фрагмента из текста апостола Павла).
Мятежники решили перехватить власть у Моисея и Аарона и устроили заговор, в основе которого стояли Корей и влиятельные люди общества.
При этом, Моисей и Аарон были избраны Богом, а Корей и его сообщники решили "самоизбраться", действуя по собственной воле и воспротивившись Воле Бога.
Корей и вовсе, вообразил себя наивысшим богом, будучи дурным и порочным человеком.
Преследуя корыстные цели и делая всякое зло, Корей стал действовать, желая устранить Моисея, и вместе с ним Аарона (подобно как Иуда Искариот предал Исуса), и думал, что таким образом сможет получить власть.
Судя по тому, что можно узнать о таких случаях в различных древних учениях, Корей был распространителем ложного учения, то есть лжепророком, пожелавшим занять место Моисея, а самого Моисея отодвинуть в сторону и посредством обмана, интриг, злодейства и различных подлостей избавиться от него и Аарона.
Стоит обратить внимание, что Моисей говорит о мятежниках, что "не сделал зла ни одному из них", то есть, что Корей и его сообщники озлобились и восстали против него без какой-либо его вины и какого-то вразумительного повода, а все их претензии к нему были отговоркой, за которой скрывались их порочные желания и страсти, в сочетании с мечтами о власти, богатстве, вечной жизни и т.д.
Стараясь убедить мятежников и общество в своей избранности Корей изображал из себя Избранника Бога, являясь на деле врагом Бога, и, показывая ложные чудеса, добился некоторого успеха, о чем можно судить по тому, что против Моисея и Аарона им было собрано все Израильское общество ко входу Скинии Собрания, то есть, настроил множество людей и народ против Избранников Бога.
Этот лукавый человек, привыкший строить интриги и делать зло, добивающийся путем обмана своих целей, не учел одного: что Бог не приемлет зло и Ему отвратительны подобные низменные люди, дошедшие до низшей точки моральной и нравственной деградации, хотя и имеющие внешний вид человека, по своей внутренней сути подобные диким зверям.
Апостол Павел называет главного мятежника "воплошенным злом" и говорит:
„А теперь о возвращении Господа нашего Исуса Христа и о том, как мы соберёмся встречать Его. Мы просим вас братья не терять головы и не впадать в смятение ни от пророчества, ни от откровения, ни от письма, пусть даже оно якобы от нас, если в них будет сказано, что День Господа уже наступил (ср. Числа 16, 5; 16, 7; 16, 16). Никому не дайте себя обмануть – никаким способом. Потому что сначала должно быть великое восстание против Бога, когда явится воплощение зла – человек, обреченный на гибель, противник, который возомнит себя выше Всего, Что зовется Божеством и Святыней, так что он даже воссядет в Храме Божием и объявит себя богом.
Разве вы не помните? Я ведь говорил вам об этом, еще будучи у вас. И теперь вы знаете, что удерживает его от выступления до того, как придет его время. Ведь таинственные силы зла уже действуют, но сначала должен уйти с дороги Тот, Кто преграждает ему путь. И тогда этот злодей будет явлен открыто, но Господь Исус сразит его Духом Своих уст, уничтожит его одним только Своим Сиянием в Тот День, когда Он возвратится. Явление злодея – дело рук Сатаны, и оно проявится во всякого рода знамениях и во всей силе ложных чудес, во всяком злом обмане. На него попадутся идущие к гибели за то, что отвергли любовь к Истине, благодаря которой они были бы спасены. И потому Бог дает им попасть под власть обмана, чтобы все те, кто не поверил Истине и выбрал зло, поверили лжи и были таким образом осуждены.“
(Второе послание к Фесалоникийцам, Глава 2.)
В следующем фрагменте Исайя говорит об Избраннике Бога и Его победе над врагом Бога, добавляя к своей речи слова о Царстве Бога.
"И произойдет Отрасль от Корня Иессеева, и Ветвь произойдет от Корня Его; и почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и Разума, Дух Совета и Крепости, Дух Знания и Благочестия; и Страхом Господним исполнится и будет судить не по взгляду очей и не по слуху ушей своих решать дела. Он будет судить бедных по Правде, и дела страдальцев Земли решать по Истине; и Жезлом Уст Своих поразит Землю, и Духом Уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием Чресл Его Правда, и препоясанием Бедр Его – Истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей Святой Горе Моей, ибо Земля будет наполнена Ведением Господа, как воды наполняют море.“
(Книга Пророка Исайи, Глава 11.)
Рассматривая фрагмент о Земле, на которой нет зла, можно сказать, что современный мир весьма далек от того идеального мира, о котором говорит Исайя.
Когда апостол Павел говорит о возвращении Исуса Христа, то имеется ввиду, что до того времени Исус был распят и умер, после чего воскрес и направился к Отцу, и ожидается, что Он должен вернуться.
Из этого можно заключить, что мятеж, описываемый в книге Моисея, должен рассматриваться всвязи с такими же событиями, происходившими во времена Моисея.
То есть, из-за деятельности Корея, этого нечестивого человека, Моисей сильно пострадал и претерпел множество трудностей.
Но после того, как мятеж был устранен, все встало на свои места, потому что об учении Моисея мы знаем, что оно соответствует Истине, а учение Корея исчезло с течением времени, поскольку было лживым учением, которое составил грешник и нечестивец, из-за своих амбиций и чрезмерного себялюбия сделавший много зла и введший в обман и заблуждение и приведший к гибели множество людей, последовавших за ним.
Сам же Корей, вместе со своими сообщниками, поднявшими мятеж, отправился в Преисподнюю, по слову Моисея, как об этом рассказывается в рассмотренном фрагменте.
„Лишь только он (Моисей) сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в Преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества“.
Это позволяет вспомнить следующий фрагмент известной книги.
„И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от Бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть Дьявол и Сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в Бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы... “
(Откровение Иоанна, Глава 20.)
Исайя же переносит характерные качества мятежников на многих людей мира, нарушающих заповеди Бога.
„Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на Земле. ...
Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают; и о деяниях Рук Его не помышляют. ...
За то Преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их, и все, что веселит их.“
(Книга Пророка Исайи, Глава 5.)
Рассмотренная история о поднявшем мятеж Корее помогает лучше понять Евангельское повествование об Исусе Мессии и предавшем его Иуде Искариоте, о котором Исус говорит в Евангелии от Иоанна:
„Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас – Дьявол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати.“
(Евангелие от Иоанна, Ин. 6, 70-71.)
Люди, поднявшие мятеж во главе с Кореем отличились тем, что "презрели Господа", то есть возненавидели Бога.
В следующем фрагменте Исус говорит, что этот мир так устроен, что ненавидит Бога и ненавидит тех, кто от Бога, что является закономерностью мира.
„Если мир ненавидит вас, помните, что сначала Меня он возненавидел. Будь вы из этого мира, он бы вас полюбил – как своих. Но так как вы не из мира (Я, избрав, отделил вас от мира), за это вас мир ненавидит. Помните, Я вам сказал: "Слуга не больше своего господина". Если гнали Меня, и вас будут гнать. Если Мои слова исполняли, исполнят и ваши. Но они все это вам сделают из-за Меня, потому что не знают Того, Кто послал Меня.
Если бы в мир не пришел Я и с ними не говорил, они были бы тогда невиновны, а теперь их греху нет оправдания. Тот, кто Меня ненавидит и Отца Моего ненавидит. Если бы не сделал Я среди них дел, которых никто другой сделать не может, они были бы тогда невиновны. Но теперь они видели их – и все равно ненавидят Меня и Отца Моего. Но так и должно было быть, чтобы исполнилось то, что в Законе у них написано: „Ненавидят Меня без вины“.
(Евангелие от Иоанна, Глава 15.)
Объяснить эти слова Исуса можно так:
Мир ненавидит Избранника и избранных Богом людей (Фм. 54), из-за того, что Они олицетворяют Собой противоположность этого мира, – Новый Мир (Фм. 56), "Созданный по Богу в Справедливости и Святости Истины" (Посл. Эфес. 4, 24; 2, 14-16, Ин. 14, 20), и Царство Бога, которое есть "Справедливость и Мир и Радость во Святом Духе" (Посл. Римл. 14, 17).
В другом тексте Евангелия Исус говорит:
„Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. ...И будете ненавидимы всеми за Имя Мое; претерпевший же до конца спасется.“
(Евангелие от Марка, Глава 13.)
Похожие слова находим и в других текстах Ветхого Завета, например в словах Пророка Иеремии:
„Господь открыл мне, и я знаю; Ты показал мне деяния их. А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от Земли Живых, чтобы и имя его более не упоминалось».
Но, Господи Саваоф, Судия Справедливый, испытыющий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.“
„А они сказали: «придите, составим замысел против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника и совет у мудрого, и слово у пророка; придите, сразим его языком и не будем внимать словам его».
Внемли мне, Господи, и услышь голос моих противников. Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред Лицом Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них Гнев Твой.“
„Ибо они роют яму, чтобы поймать меня, и тайно расставили сети для ног моих. Но Ты, Господи, знаешь все замыслы их против меня, чтобы умертвить меня; не прости им неправды их и греха их не изгладь перед Лицом Твоим; да будут они низвержены перед Тобою; поступи с ними во время Гнева Твоего.“
„Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть говорят, он попадется, и мы одолеем его и отомстим ему». Но со мною Господь, как Сильный Ратоборец; поэтому гонители мои споткнуться и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется.“
(Книга Пророка Иеремии, Главы 11, 18, 20.)
Как видно, тексты рассказывают, что не только против Бога и Его Избранника замышляют люди этого мира, избравшие ложь и заблуждение вместо Истины, но и против многих праведников, чуждых этому миру. Не случайно апостол Иоанн говорит:
„Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле“.
(Первое послание Иоанна, Глава 5.)
Нас же интересовало прежде всего, что представляет собой мятеж против Бога.
Рассмотренные фрагменты позволяют сделать вывод, что время начала мятежа нужно отсчитывать с того времени, как Иуда Искариот (Корей), решил предать Исуса (Моисея).
Евангелие рассказывает о таком мятеже, как о распятии Исуса Христа, из-за предательства, которое совершил из зависти Иуда Искариот.
Далее тексты повествуют, что Исус Христос воскрес и отправился к Своему Отцу на Небеса, чтобы получить Царство.
Апостолы же в своих посланиях говорят об еще одном пришествии Исуса Христа, который возвратится, когда получит Царство.
Об этом рассказывает следующая притча.
„...Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами».
И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами». Пришел третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?»
И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «господин! у него есть десять мин». «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и казните предо мною».
(Евангелие от Луки, Глава 19.)
Серебро, о котором идет речь в этой притче, есть Слово Истины (Ин. 1, 1; 17, 17) и учение о Царстве Бога (Деян. Апост. 28, 23), которое сохранили и преумножили верные и праведные Бога (ср. Фм. 54), избранные для Царства Бога на Небе и на Земле (Посл. Эфес. 3, 15, Мф. 28, 18, Фм. 117, ср. Ин. 3, 3, Флп. 4).
Давид же, о победе над мятежниками, восставшими против Бога, говорит в своем псалме:
„Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от всех врагов и от руки Саула. И он сказал:
Возлюблю Тебя, Господи, Крепость моя!
Господь – Твердыня моя и Прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой – Скала моя; на Него я уповаю; Щит мой, Рог Спасения моего и Убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
Объяли меня муки смертные и потоки беззакония устрашили меня; цепи Ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от Чертога Своего голос мой и вопль мой дошел до слуха Его.
Потряслась и всколебалась Земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог; поднялся дым от Гнева Его и из Уст Его Огонь Поядающий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он Небеса и сошел – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал Покровом Своим, Сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
Возгремел на Небесах Господь, и Всевышний дал Глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания Вселенной, от грозного Гласа Твоего, Господи, от дуновения Духа Гнева Твоего. Он простер Руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня. Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне Опорою. Он вывел меня на Пространное Место и избавил меня, ибо Он Благоволит ко мне.
Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, ибо я хранил Пути Господни и не был нечестивым перед Богом моим; ибо все Заповеди Его предо мною, и от Уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред Очами Его.
С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
Бог! – Непорочен Путь Его, чисто Слово Господа; Щит Он для всех, уповающих на Него. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто Защита, кроме Бога нашего? Бог препоясывает меня Силою и устрояет мне Верный Путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
Ты дал мне Щит Спасения Твоего, и Десница Твоя поддерживает меня, и Милость Твоя возвеличивает меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; поражаю их и они не могут встать, падают под ноги мои, ибо Ты препоясал меня Силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня: они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им; я рассеваю их как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их.
Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
Жив Господь и Благословен Защитник мой! Да будет превознесен Бог Спасения моего, Бог, стоящий за меня и покоряющий мне народы, и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь Имени Твоему, величественно спасающий Царя и творящий Милость Помазаннику Твоему Давиду и Потомству Его вовеки.“
(Псалом 17.)
Мятеж против Бога происходит не только в отношениях между избранниками Бога и отдельными людьми и группами людей, но и между народами и государствами в мире.
Некоторые властители государств, народы и государства действуют подобно Корею и Иуде Искариоту, и исходя из таких же побуждений.
Поэтому Давид использует одинаковые эпитеты как для "нечестивого человека", так и для народов, идущих по пути зла.
„Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобой и родил себе ложь; рыл ров и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.“
„Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. Познан был Господь по Суду, который он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.“
(Псалом 7; 9.)
Под "нечестивым" здесь понимается Дьявол, в котором нет Истины. "Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец, и отец лжи". (Ин. 8, 44.)
Таким же образом, народы, "выкопавшие яму", определяются как "коллективный Дьявол" или Иуда Искариот (Корей) (Ин. 6, 70-71). То есть, народы, поднявшие мятеж против Бога, как бы составляют тело нечестивого человека, предавшего Избранника Бога.
„Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит День Его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце и луки их сокрушатся.“
(Псалом 36.)
В течении столетий и тысячелетий властители многих государств не признавали Божественную Власть справедливых властителей, народов и государств, которые избирал Бог в качестве основы для Своего Царства, и старались присвоить власть над миром себе, из-за чего делали всякое зло в этом мире, называя себя и свои народы избранными без подлинного избрания, как будто Бог избирает злодеев.
„Да обратятся нечестивые в Ад, – все народы, забывающие Бога. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.“
(Псалом 9.)
В этом фрагменте Давид говорит не только о некоторых враждебных народах, больше других распространяющих зло в мире, а о многих народах мира, которые делают зло и позволяют распространяться злу в этом мире. Критерием оценки является соблюдение заповедей справедливости. Несправедливость – признак греха и падения народов. Лишь некоторые люди из различных народов сохраняют заповеди. И грех обнаруживается и на избранном народе. В какой-то момент высокие идеалы оказались утеряны и забыты, и проявился грех, и закрепился с того времени.
„Остаток обратится, Остаток Иакова – к Богу Сильному. Ибо, хотя бы народа у Тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею Правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, по всей Земле.“
(Книга Пророка Исайи, Глава 10.)
В мире происходит борьба добра и зла и злые силы одолевают силы добра. Но в некоторое время приходит Господь со Своим войском, чтобы поразить злые силы и разрушить мир зла, ради спасения человечества и мира.
„Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия Гнева Его, чтобы сокрушить всю Землю.“
(Книга Пророка Исайи, Глава 13.)