Наблюдатель написал(а):У каждой медали есть две стороны,
Привет!
Изучал каббалу и вспомнил нащ разговор. Мне показалось интересным рассказать, как в каббале подходят к желаниям и что такое "получение ради отдачи". Расскажу, как я понимаю, своими словами.
Одно из основных понятий в каббале "экран". Им человек притягивает свет Творца для удовлетворения своих желаний. Это свойство "авиют" (толщина экрана) Чем этих желаний получить больше, тем больший свет от Творца он может притянуть, т.е. своими желаниями он вовлекает Творца в свою жизнь. И это совпадает с желанием Творца дать наслаждение, которое человек хочет получить. Отказаться полностью от своих желаний человек не может. Но ведь именно они приводят к страданиям. Поэтому в буддизме ищут выход именно в отказе от желаний, в чистой медитации. В каббале видят другой выход, он не в уничтожении своих желаниях, а в получении только таких, от которых человек может отказаться, с которыми может работать. Это называется "кашиют" - твердость экрана. В этом свойстве человек проявляет свою волю, на отказ от наслаждений. В христианстве об этом говорится, что Бог не дает таких страданий, которые человек не может перенести.
Что значит быть эгоистом? Это когда человек живет ради наслаждений, когда получение удовольствие является смыслом жизни. Можно поставить любые ограничения для наслаждения, но эгоист будет находить все новые и новые. Проблема эгоизма не решается никаким внешними ограничениями, законами. Все недостатки человека имеют в своем источнике эгоизм. И это дела плоти:
"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное."
Поэтому в христианстве говорят об умертвлении плотских желаний. И это в каббале называется "сокращением". Как только "включается экран" на отказ от наслаждения, так сразу возникает совсем иная связь с Творцом, не через плоть, а через дух, через уподобление Творцу. Человек ничего не может отдавать, как Творец, но он может ограничивать свою плоть, духом умерщвляя желания плоти. В этом "получение ради отдачи" в каббале. Есть, конечно, желания, которые называются естественными потребностями. От них отказаться пока нельзя, но ограничивать можно. Назореи, отшельники, монахи пытались работать и с таким желаниями. Но здесь необходимо помнить, что работа с желаниями происходит постепенно, по ступенькам.
В первую очередь следует очистить самое "тонкое" (не такое важное с точки зрения эго) свое желание, а потом браться за более грубые. Это означает в первую очередь работа на духовном уровне, потом на душевном. А что касается тела, то его "смертность" исправляется только с приходом Машиаха (Второе Пришествие в христианстве).
И это все индивидуально. Для одного "не употреблять алкоголь", например, означает "знать меру", а для другого это "полный отказ". Чем больше недостатки, тем сильнее ограничения, тем больше возможности для "получения ради творца". Как говорил Спаситель:
"Кому мало прощается, тот мало любит".
Так недостатки становятся достоинствами.