В "Общем введение" объясняется:
И, как сказано о свете, белое в свитке Торы указывает на свет, а черное в свитке Торы, то есть буквы, указывает на келим. Это означает, как объясняет Рамбан по поводу стиха «Я создаю свет и творю тьму» , что акт порождения сущего из ничего называется «творю», ибо это создание нового, чего не было до того, как оно было сотворено. Однако свет и всё благо, и наслаждение, которое заключено в свете, не является созданием нового и актом порождения сущего из ничего, поскольку это «сущее из сущего», ведь свет и всё благо уже включены в суть самого Творца.
Здесь не два полюса: "свет" и "тьма", а три: "Я", "свет", тьма". В христианстве недостаточно уверовать в чудеса, необходимо верить в то, что "я" могу творить их.
Если мы рассмотрим на первый взгляд две противоположности: "свет" и "тьма", то в каббале сразу же даются различия между ними. Это не "+" и "-", как в математике. Да и в математике "сложение" и "деление" - не противоположные действия, как нам обычно объясняют. Точно так же "деление" не является "зеркальным" по отношению к "умножению", а "извлечение корня" обратным к "возведению в степень". Наш мир асимметричен. Это можно понять даже находясь внутри двуполярного мышления.
И потому сказали каббалисты, что нет света без кли, ибо желание получать, заключенное во всяком создании и творении, есть кли, и оно также является всей мерой света, то есть оно получает в точном соответствии с величиной желания, не менее и не более, так как нет насилия в духовном, и даже в материальном оно [то есть насилие] не исходит из святости.
Свет, белый свет содержит в себе все краски, кроме черной. Черной является Малхут, т.е. отсутствие света и "место" для получения света.
И отсюда становится ясно, написанное в книге Зоар , что высший кетер является черным по отношению к Причине Причин, ибо они [то есть мудрецы Зоара] имеют в виду желание получать, входящее в первое творение, и они называют это различие по форме словом «черное», поскольку оно не содержится в Создателе, и потому оно является корнем тьмы, то есть черным цветом по сравнению со светом, и противоположно ему. И выясняется в «Паним масбирот», что как материальные объекты отделяются друг от друга топором и молотом, так духовные – отделяются друг от друга различием по форме между ними. И, когда различие по форме вырастает до диаметральной противоположности, между ними возникает абсолютное разделение, см. там.
Что такое "Причина Причин" в каббале, и почему здесь назван "высший кетер" "черным"? Ведь местом для света является Малхут. В "двуполярные мозги" это не вмещается. "Различие по форме" - это термин каббалы обозначающий "духовное". "Черной" является Малхут, "белой" является Хохма, а высший Кетер вмещает в Себя как "черное" так и "белое".
Чтобы сравнить это с чем-то нам знакомым, надо будет говорить о принципе суперпозиции в квантовой механике. В суперпозицию состояний включены все возможные. В реальности из них наблюдается только какое-то одно, и нет никакой "причины" для появления именно его. Поэтому "корни" в каббале это особое "потенциальное" состояние - "кетер". Оно не "черное" и не "белое", не "красное" и не "зеленое". Но оно названо "черным" в кн. Зоар, чтобы показать, что в Создателе нет ни "черного", ни "белого", а есть только одно высшее состояние, называемой в ТМ "мукти".
В любой локе мышления может быть только один "мукти" и один, или несколько "янтра". Из одной локи мышления никак не вытекает появление какой-то другой. Лока мышления замкнута на самой себе. Тем не менее, именно мир ума способен к "перерождению".