Ilia Krohmal написал(а):Скорее это не альтернатива, а уточнение, сдвиг акцентов.
Он происходит отсюда:
Иерархия "жена - муж - Христос" образуют три уровня смыслов Писания, они же три неба.
"Жена-муж", а до этого сколько всего уже было сущностей? Человека только в 6 день Бог сотворил, а вы приводите гендерные отличия, как основания для отличия творения от Творца. Вот Христос подходит для этого, как "образ ипостаси Его". Но тогда надо говорить об отличия Отца, Сына, Духа Святого. И об этом уже много чего есть сказанного.
Те неизреченные импульсы, влечения, желания, которые действуют на четвёртом уровне - их по определению невозможно описать прямо, разобрать, исследовать.
Это уже ближе к тому, что я цитировал: "тоху и боху", хотя в библии переведено абы как, ради красивого словца:
"Земля же была безвидна и пуста" (была "тоху ве боху").
Я даже не знаю, как правильно перевести "тоху" и "боху", но мне этого и не надо, т.к. каббала четко говорит о том, что Эйн Соф - это "ничто", и не познается, но последствия сокращения мы видим как "тоху" и "боу", и это Кетер в котором есть Атик и это "тоу", и Арих Анпин - "боху".
Как же тогда исследовать желания?
"Желания" в каббале не исследуется, а являются инструментом для исследования, терминами. Приведите, на ваш взгляд, что может быть причиной желания, кроме самого желания? Желание первично для субъекта. Почему Бог сотворил мир? Захотел, появилось желание сделать это. Нужны ли еще какие-то причины? Нет, никаких, кроме Самого Бога и Его желания.
Вспомним Рим 9:21
"Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?"
Я долго не понимал, почему Ари пишет о сокращении Бога, чтобы сотворить мир, а БС комментирует это как желание творения, чтобы отделиться от Бога, дабы уподобиться Ему. Никакие притчи "про стыд от дармового хлеба" меня не убеждали ни тогда, ни сейчас. Ведь у Бога "желание отдавать", а у творения - "желание получать". И Они прекрасно дополняли друг друга в мире Бесконечности. От добра добра не ищут. Но суть именно в самом единстве в Эйн Соф, в добровольности и согласии на отделение "желания получать" от "желания отдавать". Это здесь в мире сем мы не можем примирить плоть и дух в самом себе без Божьей помощи. "Желание получать" сотворенное в Эйн Соф, в каббале трактуется как Он и Имя Его едины.
Сама же Троица раскрывается как Один, Единственный, Единый.
Сын Божий - "Единственный", это хорошо согласуется с Новым Заветом.
В Писании есть такое понятие как воля.
Воля - это осмысленное желание, то есть желание под которое подведён план реализации.
Я бы дал другое определение: "Воля - это осуществленное желание". Осмысливать можно бесконечно, как "буриданов осел" перед двумя одинаковыми охапками сена. Я сегодня живу и пытаюсь познать ОСУЩЕСТВЛЕННОЕ желание Бога, и подобно Ему моя воля осуществляется в действии, но оно происходит во времени и пространстве и на само действие я уже не влияю.
Например, у человека это выглядит так, что ваше неизреченное желание преобразуется в интерес к определённому делу, действиям, работе, хобби, и так далее.
Не всякий интерес осуществляется, иногда это простое любопытство.
То же самое у Бога: предлагается познать не Его желания, а Его волю, то есть желание преобразованное в мысль, в план действий по реализации:
Так в основе проявления Его воли - Его желание. Более того, "сокращение" - это одна воля, но разные желания. Для творения это желание выглядит как исправление "желания получать", чтобы получать намного больше, поскольку ограничено именно наслаждение на получение, а не на отдачу. Поэтому и сказано, что "блаженнее отдавать, чем принимать".
Да?!
Видите, Павел апеллирует к рассудку, и советует чтобы его приложили к воле Божией.
Так и в каббале говорится не о любом желании, а о том, которое осуществилось в Воле Божьей.
Таким образом, как я говорил ранее, рассматриваются не сами желания, а их ментальное выражение, - то есть то на чём они реализуются, начиная от мысленного плана, до его воплощения.
Желание - это причина, воля - следствие этой причины, а не наоборот. Так что никаких противоречий. Воля без желания в основе - это абсурд.
За себя скажу, я никогда не исследовал и не копался в своих желаниях четвёртого уровня.
А искал и ищу то, на чём я мог бы их выразить, в чём реализовать.
В христианстве есть только два выраженных уровня: "по плоти" и "по духу". Бог есть Дух, и духовное познается "соображая духовное с духовным".
В каббале - 4 уровня и корни всех их в потенциале. Терминология проста, но разворачивается от простого и общего - к сложному и более частному как фрактал. Я уже приводил вам цитаты, что Дух судит намерения, желания, а не поступки. Поступки - это уже осужденные желания Богом. Для жизни по духу необходимо самому судить намерения плотские, ограничивать их, чтобы не быть осужденным с миром сим.
И Писание как раз рассматривает эти вещи, называя их "делами".
И, как мы знаем, судят именно по делам, и дела.
Кто судит? Люди? Мне важнее суд Бога, а поступки - это и есть осуждение Богом, а не человеком. Это и есть Суд над миром. И в результате суда получаем:
1 Кор 3гл
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
Более того, ваша цитата о Слове, судящем намерения и помышления сердечные - если вы заглянете в исходник и подстрочник, то там говорится не о суде желаний, а о суде мыслей и помыслов, в обоих понятиях.
Назовите, как хотите - желания всегда в основе. А делить желания по категориям можно долго. Но в терминологии каббалы: они все делятся на желания Творца и желания творения, как "желание отдавать" и "желание получать".
Теперь к вопросу.
Каббала говорит о желаниях в разрезе получения и отдачи.
Как вы собираетесь исследовать получение и отдачу, если исследуется осмысленная база, подведённая под их реализацию?
Не они исследуются, а они (желания) инструменты для исследования. И разворчаивается картина мироздания от наиболее общего и простого.
Первое сокращение.
Вызвано желанием Творца и творения в одном и том же событии, которое выразилось в отделении творения от Творца. Что в итоге привело к появлению "мира сокращения". Дальше опять идут много интуитивно понятных терминов. Например, о пробуждении творении в сфире Бина, или об обратной зависимости появляения света и сосуда. Один из основных терминов "авиют".
ТЭС ч.1, гл6, "Внутреннее созерцание"
И этим пойми, что в каждом свете, распространяющемся от Творца, сразу выделяются этим два свойства:
– первое свойство: это сущность (ацмут) распространяющегося света, до раскрытия в нем свойства желания наслаждаться;
– второе свойство: после раскрытия в нем свойства желания наслаждаться, когда он приобретает чуть больший авиют и становится чуть темнее, по причине того, что приобрел отличие свойств.
Первое свойство – это свет, а второе свойство – это кли.
Поэтому различаются в каждом распространяющемся свете четыре стадии по мере развития кли. Потому что форма желания получать, называющаяся "кли на распространяющийся свет", не завершается полностью за один раз, а только в виде деятеля и того, что сделано. И имеются две стадии в деятеле и две стадии в том, что сделано, называющиеся потенциал (коах) и деятель в деятеле, и потенциал и действие в том, что сделано, итого - четыре стадии.