Аркадий Котов написал(а):"Среди возможных источников «Сефер йецира» обычно называют греческие магические папирусы, учение неопифагорейцев, учение Плотина о числе, гностический трактат IV в. «Пистис София» и др. Ш. Пинес указывает на сходство концепции сфирот в «Сефер йецира» с так называемыми протяженностями из проповедей Псевдо-Клемента (III в.), а М. Идель отождествляет описание процесса творения человека в этой книге с традицией Шиур Кома (со II в. н.э.). В целом вполне вероятным представляется утверждение Шолема о том, что основная часть «Сефер йецира», хотя и содержит добавления послеталмудического периода, была написана между III и VI в., вероятнее всего в Палестине, неким благочестивым евреем, обладавшим познаниями в области мистицизма. При этом цели автора имели скорее спекулятивный и магический, нежели экстатический характер[9]."(с)
Трактат «Шиур кома» о размерах тела Яхве
Одним из источников каббалистического учения о божественном теле, составленном из десяти сфирот, является представление о гигантском «космическом» теле Яхве, выраженное в Еврейской Библии. Наиболее подробно о нём говорит Книга пророка Исайи: «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40, 12); «Вот, народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нём – для всесожжения» (Ис. 40, 15-16). Небесная твердь служит основанием престола для «космического» тела Яхве: «Он есть тот, который восседает над сводом земли, а живущие на ней – как саранча; он распростёр небеса, как завесу, и раскинул их, как шатёр для жилья» (Ис. 40, 22); «Так говорит Яхве: небо – престол мой, а земля – подножие ног моих» (Ис. 66, 1).
Средним звеном между Библией и каббалой служит сочинение, условно именуемое «Шиур кома» (šy‘wr qwmh), т.е. «Измерение тела». Оно известно в нескольких десятках рукописей, объединяемых в пять редакций, и предположительно датируется VI в. н.э. Ядро сочинения составляют свидетельства знаменитых иудейских мистиков конца I – начала II в. н.э. рабби Акивы и рабби Йишмаэля и ученика последнего рабби Натана в отношении размеров тела Яхве и отдельных его частей, сообщённых им верховным ангелом Метатроном. Кроме того, называются имена частей божественного тела, представляющие собой по большей части не поддающиеся истолкованию наборы букв.
Размеры указываются в парсангах, т.е. в персидских милях (1 парсанг = 3-3,5 римской мили). Даже в этих единицах размеры тела Яхве оказываются невероятно огромными (так, его высота составляет 100 000 000 000 парсангов, а ширина – 10 000 000 000 парсангов), однако в строках 105-108 «Шиур кома» содержит предположительно более позднюю вставку, которая делает эти размеры ещё более фантастическими: «Но он сообщил мне расчёт парсангов. Какова их мера? Каждый парсанг – четыре мили, и каждая миля – десять тысяч локтей, и каждый локоть – три пяди. А Его пядь занимает всю вселенную, ибо сказано: “Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса?” (Ис. 40, 12)» (цит. по изданию: Martin Samuel Cohen. The Shi‘ur Qomah: Liturgy and Theurgy in Pre-Kabbalistic Jewish Mysticism. L., 1983. P. 215). Таким образом, одна только шея Яхве имеет в длину 15,6 триллиона размеров вселенной.
Рабби Акива сказал: Я свидетельствую на основании своего свидетельства, что Метатрон сказал мне, [Метатрон, который есть] великий князь свидетельства, наш господин и повелитель, который возносит нашу кровь и спасает нас и избавляет нас от любого зла. От места сидения Его славы и вверх – [расстояние] 1 180 000 000 парсангов. От его славного сидения и вниз – [расстояние] 1 180 000 000 парсангов. Его рост – 2 300 000 000 парсангов. От правой руки до левой руки – 770 000 000 парсангов. И от правого зрачка глаза до левого зрачка глаза – [расстояние] 300 000 000 парсангов. Череп Его головы – 3 000 003 и треть [парсанга]. Венец на Его голове – 600 000 [парсангов]… (p. 189)
Рабби Йишмаэль сказал: Я видел Царя царей царей, Святого, да будет Он благословен, сидящего на возвышенном престоле, и его воины стояли справа и слева от него. [Тогда] сказал мне ангел, князь присутствия, имя которого Метатрон… Рабби Йишмаэль сказал: Каков размер тела Святого, да будет Он благословен, который живёт и пребывает вовеки, да будет имя Его благословенно и превознесено? Подошвы Его ног заполняют всю вселенную, ибо сказано: “Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих” (Ис. 66, 1). Высота Его подошв – 30 000 000 парсангов… От Его подошв до Его щиколоток – 10 000 500 парсангов… От Его щиколоток до Его колен – 190 000 000 парсангов… От Его колен до Его бёдер – 120 000 000 парсангов… От Его бёдер до Его шеи – 240 000 000 парсангов. Имя чресл его чресл (motne motnayhu, т.е. гениталий) – ’ssnygyhv… Высота Его шеи – 130 000 000 парсангов… Окружность Его головы – 10 000 033 и треть [парсанга], что уста не могут выразить, а уши услышать… Его борода – 11 500 парсангов… Вид лика и вид щёк – как образ духа [и как подобие души]… Его тело подобно таршишу… Его язык [простирается] от одного конца земли до другого… Ширина Его лба – 130 000 800 парсангов… Зрачок Его правого глаза – 10 000 500 парсангов… От Его правого плеча до Его левого плеча – 160 000 000 парсангов… От Его правой руки до Его левой руки – 120 000 000 парсангов. Его руки сложены… Его щёки подобны цветнику ароматному (Песн. 5, 13)… Ладони Его рук – 40 000 000 парсангов… Пальцы Его рук – 15 000 000 парсангов, 13 000 000 парсангов каждый палец… Пальцы Его ног – 100 000 000 парсангов. (p. 197-198)
Рабби Натан, ученик рабби Йишмаэля, говорит: Даже [в отношении] носа он дал мне точный размер. А также [в отношении] губы и в отношении щёк. Как он дал мне размер лба, так он дал мне размер локтя*. Ширина лба – как высота шеи. И такова же длина мизинца… Его уста суть пламя, поглощающее пламя… Венец на Его голове – 500 000 на 500 000; его имя – Израиль. А на драгоценном камне, который между Его рогов, вырезано: «Израиль, мой народ; Израиль, мой народ, он мой»… Общий размер – 100 000 000 000 парсангов высоты и 10 000 000 000 парсангов ширины. (p. 216)
*Евр. ’amah. Обычно ’amah означает в этих текстах “локоть”, но здесь, поскольку это значение не очень соответствует контексту, мы можем допустить, что ’amah имеет другое значение, предположительно часть тела. Как таковое, слово ’amah может означать “предплечье”, “рука” или “пенис”. Поскольку руки подробно обсуждены в другом месте этого текста, мы предпочитаем здесь последнее значение… То, что пенис упомянут в контексте черт лица, а не в контексте божественных чресл, можно объяснить тем фактом, что данная информация была передана именно от имени рабби Натана. В любом случае, тот факт, что данное упоминание представляет собой просто аллюзию и не сопровождается никакими подробностями, не требует никаких дополнительных объяснений помимо скромности раввинов, требуемой столь деликатным вопросом. (p. 217)
Рабби Йишмаэль сказал: Я и рабби Акива поручители в этом вопросе, что тот имеет хорошую жизнь в этом мире и доброе имя в мире грядущем, кто повторяет это (т.е. “Шиур кома”) как мишну каждый день. И имя Его тела – ml’ kbsyyh šl ’š wdwng*. (p. 222-223)
*Это нехарактерное для данного текста имя по причине своей длины и относительной ясности смысла. Слово kevase несколько проблематично; прочее означает “полнота kevase из огня и воска”. Слово kevase неоднократно засвидетельствовано в значении “гроздь винограда”, но по меньшей мере в двух местах Талмуда (BT Shavu‘ot 41a и Bava Meṣi‘a 101b) оно эвфемистически означает ятра. Если это имя предполагает, что божественные ятра наполнены огнём и воском, всё-таки остаётся затруднительным сказать точно, что хочет сказать автор. Мы уже видели, что автор действительно любит приводить завуалированные аллюзии на божественные гениталии посредством тёмных ссылок, скрытых в мистических именах других органов. (p. 224)
Отметим, что, если автор «Шиур кома» ещё говорит о гениталиях Яхве в завуалированной форме, то позднее каббалисты будут обсуждать половые органы своих божеств подробно и без тени смущения.