Декалог, как наставление в прохождении дуальной реальности. Часть 4
Итак, третья заповедь:
11. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Прежде всего, следует пояснить, что имя Господа выражено в учении.
Поэтому неправильное обращение с именем Господа, есть неправильное обращение с учением.
Более того, заповедь изъясняет, какое именно учение (а значит и сущность имени Господа) имеется в виду.
Делается это насколько премудро – настолько и красиво: за счёт текстового приёма задвоения.
Давайте посмотрим, как выглядела бы заповедь без задвоения:
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания, делающего это
А вот что мы имеем в действительности:
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Чтобы проверить себя – а заодно полюбоваться красотой еврейского духовного языка, выстроенного вокруг нисходящей и восходящей части пути Христова, образующего двойку Господню, - обратимся к следующему месту:
“5. И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6. И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь (!), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7. сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода” (Исход 34:5-7)
Фактически, мы имеем расширенное изложение третьей заповеди, с изъяснением наказания за напрасное употребление имени Господа.
Надо сказать, глагол иврита, который звучит как naw-saw', и который перевели как “произносить”, и “употреблять” имя Господа, имеем список значений, весьма далёких от “произношения”:
1. поднимать;
2. нести;
3. содержать;
4. прощать.
5. навлекать на себя (вину).
6. превозноситься, возвышаться.
Собственно, поэтому из более чем шестисот применений этого глагола в Писании, лишь несколько было переведено как “произносить”.
Так что “употреблять” выглядит тем компромиссным вариантом перевода, который, хотя бы частично, вбирает в себя такие значения как “поднимать”, ”нести”, “содержать”.
Действительно, разумея имя Господне выраженным в учении, мы должны говорить об употреблении учения.
Как его не употреблять – тоже оговорено: “напрасно”.
Это наречие звучит как “shawv”, или “shav”, и имеет значения:
1. ложь, неправда, обман;
2. суета, пустота, тщета; нареч. напрасно, тщетно.
То есть вновь круг замыкается на иллюзиях и заблуждениях человеческого ума.
Причём, за счёт разобранного задвоения в заповеди, вносится необходимая определённость, когда суетой и тщетой признаётся всё, что не направлено на соединение земного и небесного, видимого и невидимого, в Иисусе Христе.
Стремление к их соединению есть дела Отдачи.
Соответственно, всё что мимо соединения, неизбежно обслуживает получение.
Вернёмся теперь к заповеди, и сделаем её изъяснение.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Не употребляй учение о спасении мира на дела получения ради получения; ибо не оставит Господь без наказания – предания собственным иллюзиям - совершающего это.
Недосказанная часть: держись Целостности Бога в деле спасения мира.
Надо сказать, ещё раз, что все десять заповедей разобраны в Евангелии в сценах, выстроенных вокруг Иисуса Христа или устами Самого Иисуса Христа.
Это настолько важно, что, как мы помним, Иисус заявляет:
“17. Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить” (Матфея 5;17)
То самое “исполнить”, греческое “плерома”, которое означает – наполнить. Наполнить целостными смыслами!
“9. Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё;
10. да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Матфея 6:9,10)
Но это только малая часть сказанного Иисусом в русле третьей заповеди.
Знаменитое искушение Иисуса Христа выстроено как испытание на верность третьей заповеди, где Его противником выступает тот, кто употребляет имя Господне напрасно, всуе, на дела получения ради получения.
Быть может, это станет откровением для кого-то, но дьявол, или точнее – разделённый, плотской ум, именуемый дьяволом, - вовсе не отвергает спасение мира, а желает его спасти, но видит это спасение по-своему.
Искушение Иисуса Христа смоделировано как рассмотрение двух подходов в деле спасения мира, где один соблюдает имя (учение) Господне в целостности, на дела отдачи, а второй извращает учение, подчиняя его получению ради получения.
Отсюда – чаяния плотского ума о мессии, “спасающем” мир силою, подавлением, подчинением Себе.
За противником Иисуса в искушении, скрываются заблуждения Иудаизма, ждущего мессию, и рисующего его в образе подавления.
Впрочем, это не только заблуждения Иудаизма, а универсальный срез плотских представлений об управлении миром.
Но это – отдельный разговор.
Отредактировано Ilia Krohmal (2023-03-20 16:31:47)