Глагол работы с воображением "бара": моделирование, проектирование, а также разбор прежних построек. Часть 5
Поскольку у нас с Аркадием практические занятия на полях Писания идут параллельно с практическими занятиями на полях т.н. физической действительности, то это обеспечивает ощутимое ускорение в познании.
Мы разбираем глагол "бара", который описывает работу с воображением.
А воображение, в свою очередь, дано как прикладной инструмент в осуществлении дел веры.
В свете текущей повестки познания, возникла необходмость вновь разобрать определение веры, данное в послании к Евреям, - с пониманием, что этот вопрос требует тщательности, поскольку является жизненно важным в прямом смысле слова.
Последний раз мы разбирали определение веры года два назад, и вслед за этим Господь ввёл нас в практические занятия, где мы испытали в деле определение веры, в результате чего был исцелён человек.
Ну а сейчас мы вновь вернёмся к разбору определения веры, с учётом подробностей, открывшихся в последнее время, что позволит внести полезные уточнения, приближающие нас к овладению силами* будущего века.
"1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом...
3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евреям 11:1,3)
Если мы взглянем на варианты различных переводов, то наблюдается их разброс, что обусловлено не только разнообразием смыслов исходных слов, но и отсутствием знания учения о вере, под которое подбираются слова в Писании (а в целом, дело доходит до создания языка, обслуживающего учение), а также незнанием приёмов Писания, используемых для непрямого изъяснения.
Последнее обстоятельство находится у нас под носом, когда слово или предложение выстроено в один ряд с предыдущим, перефразируя его - за счёт чего производится объяснение.
В нашем случае, первое предложение:
1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом...
- объясняется вторым:
3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое
То есть, уверенность в невидимом связана с устройством веков Словом Божиим, а осуществление ожидаемого - с происхождением видимого из невидимого.
Давайте теперь взглянем на значения используемых слов.
1. Уверенность в невидимом;
"Уверенность" - греческое ἔλεγχος, елегхос:
I
1) позор, бесчестие, бесславие;
2) (в обращении) низкий человек, жалкий трус;
II
1) опровержение;
2) довод, доказательство;
3) улика;
4) pl. (из)обличение;
5) испытание, рассмотрение, разбор;
Удивительно, что на основе набора представленных смыслов, это слово перевели как "уверенность".
Очевидно, что здесь произошла подмена причины - следствием: мы имеем некие доказательства, доводы, на основе которых возникает уверенность.
Вообще, несложно заметить, что все пять значений второго варианта имеют общий смысл, о котором чуть позже.
А сейчас взглянем на изъяснение веры, данное Павлом в другом месте:
"4. И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
5. чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1-е Кор.2:4,5)
Здесь снова мы сталкиваемся с мучениями переводчиков, которые перевели словом "явление" греческое ἀπόδειξις/аподеиксис.
Это слово употребляется в Новом Завете всего один раз, в этом месте.
Очевидно же, что если бы нужно было написать именно о явлении духа и силы, то использовалось бы ἀποκάλυψις - апокалипсис, традиционное для Нового Завета (18 мест употребления).
Но в том-то и дело, что для описания особых смыслов используются особые слова, что вообще характерно для Писания, где особые смыслы выражаются словами, имеющими одно, или два-три употребления в Писании.
Взглянем на список значений слова ἀπόδειξις/аподеиксис, котрое перевели как "явление":
1) показывание;
2) изложение, повествование, рассказ;
3) доказательство, довод;
4) дедуктивное (силлогистическое) доказательство;
5) исполнение, свершение;
И сравним со списком значений греческого ἔλεγχος, елегхос, котрое входит в определение веры в послании к Евреям:
1) опровержение;
2) довод, доказательство;
3) улика;
4) pl. (из)обличение;
5) испытание, рассмотрение, разбор;
Поразительно, насколько они похожи.
Итак, что же общего лежит в основе этих значений - о чём мы выше обещали сказать?
Общее - это выведение смысловых связей, доказывающих, показывающих, утверждающих, изобличающих, излагающих мысль, и так далее.
Именно поэтому в Писании понятие "сила" - дюнамис - означает "связи". Чем крепче и неразрывнее связи - тем больше сила.
Отсюда, существуют вечные, неразрывные связи; логика Духа, исходящая от Бога, по сказанному:
5. чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией"
Таким образом, возвращаясь к определению веры в послании к Евреям, мы находим что "уверенность" в невидимом есть не что иное как знание и видение смысловых связей, простирающихся из невидимого - в видимое, по сказанному:
3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое
Тогда встаёт вопрос, что такое невидимое:
"1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом...
3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евреям 11:1,3)
В приведённой цитате за словом "невидимое" в первом стихе стоит βλέπω/влепо (видеть, смотреть) с частицой "не". Это слово употребляется в Новом завете 119 раз и является общеупотребительным.
В третьем стихе стоит φαίνω/фаино (светить, сиять, являться, показываться), тоже с частицей "не", и его вполне можно понимать как "непроявленное".
Употребляется 31 раз.
То есть в обоих случаях применяются общеупотребительные понятия, организующие смысл вокруг пары "проявленное - непроявленное".
Это напрямую связано с первым стихом, где применяется слово "осуществление", которое мы разберём позже.
А вот конкретное изъяснение "невидимого" находится у Павла в послании к Римлянам:
"20. Ибо невидимое Его [что конкретно?], вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Римлянам 1:20)
То есть опять присутствует сила, а к ней присоединяется "божество", которым описывают совокупность свойств Божеского естества.
В предыдущих разборах мы подробно останавливались на этой связке, и здесь добавить нечего, а лишь напомнить вывод, что свойства Бога обладают силой* - то есть реализуются через цепь обстоятельств и событий, имеющих логику смысловых связей, свидетельствующих о реализции того или иного свойства Божеского естества.
Таким образом, вера смотит на невидимое - на свойства Божеского естества, которые реализуются силами, то есть смысловыми связями.
Выведение этих связей через "рассматривание творений" и является тем, что Павел назвал "вера утверждающаяся на силе" (1-е Кор.2:5).
Выведение связей приводит к их источнику - тому или иному свойству Божеского естества.
Таким образом вера покладывает связи как из невидимого в видимое, так и наоборот.
И эти связи обслуживают реализацию свойств Божеского естества в деле.
Здесь мы плавно подошли к ещё одному понятию - осуществление:
1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом...
Осуществление, ὑπόστασις, упостасис.
1) выдерживание, поддерживание;
2) оседание, опадание;
3) осадок, отстой;
4) физиол. выделение;
5) сгущение, уплотнение;
6) густая похлебка Менандр;
7) архит. основание, фундамент;
8) основа, план, схема;
9) стойкость, твердость, выдержка;
10) существование, реальность, действительность;
11) сущность;
12) личность;
13) твердость, уверенность;
И вновь в этом длинном списке значений усматривается некий общий смысл - возникновение устойчивого образования, начиная от осадка, сгущения, густой похлёбки - и заканчивая планом, схемой, личностью, реальностью, действительностью.
Очевидно, это слово подходит для описания материализации, овеществления, воплощения свойств Божеского естества.
Но поскольку эти понятия опошлены до предела, и языческому сознанию ничего кроме физической материи за ними не видится, то придётся всякий раз напоминать, что материалом для материаизации являются смыслы, наполняющие действительность.
Поэтому проще взять такое определение как "реализация", которое в обывательском обиходе имеет, в том числе, ментальный смысл.
Наконец, нас интересует ещё одно слово, которое имеется в исходнике, а в синодальном переводе опущено:
Есть же вера чаемого устойчивость, дел (πρᾶγμα/прагма) доказательство не видимых.
Это слово "дела" - греческое прагма.
Слово "дела" - весьма распостранённое в Новом Завете. Но...это не прагма, а ἔργον/эргон, которое употребляется 176 раз.
В нашем же случае, используется прагма, которое употребляется 11 раз.
Это заставляет внимательней рассмотреть места его употребления.
В этот раз не будем расширять рассмотрение, а предложим читателю самостоятельно просмотреть места употребления, и контекст.
И, надеемся, он увидит общий смысл понятия дело/прагма, которое применяется для описания взаимодействия с кем-либо, или с чем-либо в процессе познания.
Теперь понятно, почему это слово применено в определени веры: здесь мы взаимодействуем со свойствами Божеского естества.
А если говорить о Слове написанном - то оно взаимодействует со свойствами так, что выражает их в характере уроков, сформированных в тексте Писания.
Это объясняет, почему слово и проповедь Павла состоит в явлении духа и силы, где "явление", как мы помним, выглядит как выведение связей в тексте Писания.
Благодаря значению слова прагма, можно с уверенностью сказать, что выводятся связи со свойствами Божеского естества, чтобы видеть как Слово написанное с ними взаимодействует.
Именно они есть сила Божия в Писании, на которой утверждается вера:
5. чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1-е Кор.2:4,5)
Определение веры в послании к Евреям и первом послании к Коринфянам настолько близки, что позволяют обрести твёрдое основание в понимании того, как устроен механизм веры.
Давайте вернёмся к определению веры в посланик Евреям, и внесём в него уточнения, более ясно разворачивающие смысл:
"1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом..." (Евреям 11:1)
Итак, осуществление мы связали с реализацией;
Невидимое - имя свойств Божеского естества;
Уверенность - довольно неудачный перевод фразы "доказательство дел" невидимых.
При сопоставлении двух определений веры, стало ясно что речь о выведении, или прокладывании связей от свойств Божеского естества - к их делам в Слове написанном (а пользуясь правилом ментального перноса, можно говорить о прокладывании связей вплоть до рисунка ментальной ткани действительности).
Что же у нас получается?
Вера есть реализация ожидаемого, и рассудительная опора на свойства Божеского естества.
Здесь нужно понимать, что "рассудительная опора" подразумевает рассуждение свойствами Божеского естества, прокладывающее связи вплоть до их дел в видимом.
Именно поэтому стихом ниже говорится: верю познаём, что из невидимого произошло видимое.
Хотя мы и ввели уточнённое определение, это сняло только часть вопросов.
Рассудительная опора на свойства Божеского естества подразумевает позицию наблюдателя, познающего то что уже есть, существует как данность - "верою познаём".
А потрясающее слово прагма, указывает на взаимодействие со своим Господом, перед которым каждый стоит.
А вот первая часть определения, о реализации ожидаемого - говорит об активности в качестве творца, когда верою творят.
Получается, определение веры состоит из активной и пассивной части.
И это то, к чему мы шли на протяжении текущих исследований.
Автивная часть веры - веры творящей, напрямую связана с глаголом бара.
Безусловно, и пассивная тоже связана, когда мы рассматриваем уроки Писания, смоделированные Богом Творцом.
Но в активном случае, мы сами моделируем, и осуществляем, делая это по образцу данному в Писании.
Расмотрением этого вопроса мы и займёмся далее
Отредактировано Ilia Krohmal (2023-06-23 08:22:12)