Как будто два глухих общаются....
Семантическая алгебра
Сообщений 31 страница 60 из 190
Поделиться322023-03-04 18:57:51
13 СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА Высший уровень
Семантическая алгебра разделяется на статическую семантику и динамическую семантику. Статическая семантика изучает отношения между понятиями (была введена операция семантического умножения). Динамическая семантика изучает понятия о процессах (здесь вводится операция семантического сложения).
Обратите внимание на эти формулировки. Их отличие отражает то, что процессы мы можем изучать только опосредованно, через понятия. Если статическая семантика изучает парные отношения, то для изучения процессов проще всего пользоваться трёхчленной формулой: «Понятие 1 + Понятие 2 = Понятие 3». В такой формуле «+» означает наличие и слияние, а «–» означает отсутствие и потребность.
В динамической семантике при переносе слова из одной части уравнения в другую, меняется смысл уравнения, потому что слово оказывается в другом контексте.
Таким образом, с семантическими процессами можно работать как с математическими выражениями, только надо на каждом шаге прописывать интерпретацию.
Вот теперь, примеры сложнее:
1. Чувство + Мнение = Помысел,
2. Помысел + Согласие = Мысль,
3. Мысль + Потребность = Желание,
4. Желание + Способ = Решение,
5. Решение + Ресурс = Деяние,
6. Деяние + Запрос = Оценка,
7. Оценка + Истина = Воздаяние,
8. Воздаяние + Отношение = Чувство.
Этот пример представляет собой кольцо (обратная связь). На каждом шаге мы добавляем новое значение к предыдущему результату. За 8-мь шагов кольцо замкнулось.
Здесь приходится исходить из такого положения, что пара понятий даёт необходимые и достаточные условия для однозначного определения третьего понятия. Например:
«Продавец + Покупатель = Сделка»;
«Звук + Преграда = Эхо»;
«Болванка + Станок = Деталь»;
Иногда можно вынести процесс в самостоятельное понятие:
«Станок + Рабочий = Обработка»,
«Болванка + Обработка = Деталь».
Семантическое сложение являет простой способ записи производственных технологических операций:
«Ткань + Пошив = Бельё».
Притчи, мифы, анекдоты и, наверное, любое повествование представляет собой систему уравнений динамической семантики.
Сходство семантического сложения и отношения качества можно считать не случайным. Потому что в результате семантического сложения образуется понятие нового качества. Это заметно при взаимодействии материального и идеального планов.
Например:
«Материя + Способ = Вещество»,
«Вещество + Форма = Предмет»,
«Предмет + Схема = Механизм»,
«Механизм + Контроль = Машина».
14 О СЕМАНТИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ Высший уровень
Всё что известно о семантическом треугольнике, представляется мне досадным недоразумением. Люди просто поспешили и хотели упростить. Итак.
Проще будет тем, кто знаком с концепцией Объектно Ориентированного Программирования. Есть понятие класса и объекта – экземпляра класса. Класс – это описание объекта, его проект или чертёж. А объект – это конкретный предмет, изготовленный на основании описания. Как у класса, так и у объекта может существовать идентификатор – это может быть слово или число или адрес.
Например. Есть чертёж самолёта – это класс, который имеет название «Самолёт ХХХ». Конкретный самолёт, изготовленный по этому проекту – это объект, который имеет свой бортовой номер или название.
Другой пример. Есть биологический вид – кошка, это класс, который называется «Кошка». А есть конкретная кошка Муся.
Таким образом мы имеем пару класс-объект, которые имеют свои идентификаторы.
Это семантический квадрат можно спутать с треугольником, потому что существует множество объектов в природе, которые не имеют конкретного наименования. Это деревья, травинки, песчинки и т.п. Однако мы можем пронумеровать деревья и прочие объекты.
Кроме этого, стоит вспомнить видовое семантическое отношение, которое позволяет образовывать классы из других классов. Это операция наследования в Объективно Ориентированном Программировании. И есть такие классы, которые не могут создавать объекты непосредственно – это абстрактные классы.
Ещё раз подчеркну – семантический треугольник – это обрезанная версия семантического квадрата: класс-объект и их наименования.
15.СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Высший уровень
Семантическое проектирование является фундаментальной дисциплиной – продолжением и развитием семантической алгебры.
Ключевые понятия:
- семантический элемент,
- семантическая конструкция,
- семантический шаблон,
- семантическая программа.
Семантический элемент – это простое (неделимое на признаки) понятие, которое выражается словом, сигналом, знаком, образом, изображением, запахом, вкусом, и прочими проявлениями физической реальности через чувства и ощущения. Таким образом семантический элемент выражает чувства и мысли.
Семантическая конструкция – имеет в себе несколько семантических признаков или элементов. Это может быть предложением или лозунгом, несущих некоторою идею.
Семантический шаблон – является частным случаем семантической конструкции. Это может быть пословица, анекдот, притча, мем, комикс.
Семантическая программа – это такая структура из семантических конструкций и элементов, которая определяет поведение до достижения определённого результата. Семантическая программа содержит в себе некоторую мораль и идею. В своей реализации, семантическая программа может быть книгой, картиной, фильмом, скульптурой, игрой.
Классификация семантических элементов:
1. Типы семантических элементов подразделяются по комплексу чувств и ощущений, на которые они производят воздействие.
2. Семантические элементы отличаются друг от друга выразительной сложностью. Например – длинна слова или сложность знака или сигнала.
3. Существует подмножество служебных семантических элементов, которые устанавливают отношения между другими элементами и конструкциями – это союзы, знаки препинания.
4. Некоторые слова легко перепутать с семантическими конструкциями. Например, слово «женщина» указывает на человеческую особь женского пола средних лет. Это сразу объединяет в себе несколько признаков: то что это особа средних лет и женского пола. Поэтому оно является семантической конструкцией.
В семантических конструкциях присутствует 2 типа связей: последовательные и параллельные. Последовательная связь – это текст или мем. Параллельная связь – это таблицы, списки и перечисления. В идеале параллельная связь должна представлять собой семантический тензор. В тексте обычно параллельная связь выделяется с помощью союзов и пунктуации.
В семантических конструкциях важную роль играют 8 семантических функций:
1. Объяснение (- это),
2. Перечисление (и, или),
3. Альтернатива (либо, либо),
4. Противопоставление (но),
5. Причина – следствие (поэтому, ибо),
6. Переход (а),
7. Акцент (вот, именно),
8. Подобие (как-бы),
Эти первичные семантические функции соответствуют 8 семантическим отношениям. Есть ещё вторичные семантические функции:
1. Времени,
2. Геометрии,
3. Личности,
4. Количеству – качеству.
Они подразделяются на прямые и косвенные. Кроме этого, они все парные. Таким образом вторичные семантические функции образуют семантический тензор 4 ранга.
Семантическое проектирование можно использовать для разбора лингвистических конструкций и формирования ответов. Для разборки предложений стоит использовать семантическую декомпозицию, а для сборки предложений – семантический синтез.
Хорошим примером параллельности семантических конструкций является тембр и интонация голоса. Какую информацию можно из этого извлечь, даже если мы не знаем языка говорящего? Что же мы определяем по тембру:
1. Кто говорит.
2. В каком состоянии он находится.
3. Что он хочет.
4. Верит ли в то, что говорит.
Это всё хорошо понимают домашние животные. Музыкальные инструменты также передают эту информацию, только надо уметь слушать.
Семантические конструкции могут быть правдивыми или ложными. Они могут быть однозначными или многозначными. Призывающими – мотиваторы, или отвлекающими – демотиваторы.
Восприятие семантических конструкций и программ зависит от особенностей разума. Разум всегда возникает там, где есть некоторое противоречие или конфликт.
Разум собак возник из противоречия в отношениях вожака и члена стаи.
Разум кошек возник из противостояния хищника и добычи.
Разум человека возник из конфликта интересов мужчин и женщин, стариков и детей.
Отредактировано Владимир Липатов (2023-03-05 18:25:57)
Поделиться332023-03-04 19:06:44
Разум человека возник из конфликта интересов мужчин и женщин, стариков и детей.
??? Это что-то новое!
Поделиться342023-03-04 19:51:14
??? Это что-то новое!
Да прям...Все одно и то же , только слова разные :
Высший уровень
. Разум всегда возникает там, где есть некоторое противоречие или конфликт.
И мы плавно вернулись к древу познания добра и зла .
Поделиться352023-03-04 20:03:06
Да прям...Все одно и то же , только слова разные
Да это же я с сарказмом! Людям часто кажется, что они являются первооткрывателями, но когда начинаешь выяснять истоки этих открытий, то оказывается что человек много пишет,но мало учится и читает книг, как у меня шеф в институте говорит - я не читаю книги, я их пишу!
Поделиться362023-03-04 21:34:38
надо внимательно относиться к смыслу слов.
Так в чём проблема? Я внимательно отношусь лишь к сути, а смыслов - сколько вымыслишь, пару-тройку-тензоров кучу. Вот к чему отнесёшь тьму*знаний, что не есть Свет*истины?
Смысл жизни человека заключается в 4 этапах:
А суть - в трех.
В этом смысл жизни человека в социуме.
Только пара человек и социум - противопоставление по сути, но крутить-вертеть по вымышленным смыслам можно долго. Нормально с социумом ассоциируется слово "люди", тогда к ним применимы и символы: осёл, свинья, лев, козёл, "Вы", ...
Есть 4 компоненты человека:
1. Дух,
2. Душа,
3. Разум,
4. Тело.
И что их объединяет? Три - этапы, и один метод психики? А я предупреждал, не ведение сути прежде, а понимание смыслов. В мои понятия такая четверица не влезает, без указания на вымысел, её продвигающий.
Есть 4 возраста:
1. Детство,
2. Юность,
3. Зрелость,
4. Старость
А где младенчество тогда уж? Отрочество? По принципу - цыфра понравилась? Вот по качеству информации психику можно разложить на 4 этапа, но при этом два из них - плоды мышления ума (вера и понимание). Не соответствует смысловые выкладки сути вещей, а суть вещей не область понимания умом, который прежде разума. Надо вначале с этими двумя словами разобраться, что в них почём.
Поделиться372023-03-04 21:48:41
??? Это что-то новое!
Не новее "
Разум собак и кошек
.
Не хотите вы разобраться со своим представлением, не по вымыслам, а по сути!
Поделиться382023-03-04 21:56:29
И мы плавно вернулись к древу познания добра и зла .
А это сплошной, дьявольский ум! Тот конфликт, несоответствие понятий сути вещей, где распинается ум и Воскресает разум.
я не читаю книги, я их пишу!
Я вот тоже не читаю, но и не пишу. Насмотрелся, и сделал выводы. Своё невежество победить в одной жизни невозможно, а не в одной, это уже не невежество, а сравнимо с интуицией.
Поделиться392023-03-04 22:17:35
Я вот тоже не читаю, но и не пишу.
Слава Богу!
Поделиться412023-03-04 23:02:57
Александр, видимо что вы не знакомы с работами Юнга и 4 психотипа тоже не знаете.
Материал который я выложу дальше будет для вас сложнее.
Поделиться422023-03-05 00:10:08
Александр, видимо что вы не знакомы с работами Юнга и 4 психотипа тоже не знаете.
Материал который я выложу дальше будет для вас сложнее.
Дело не в том, что Юнг меня не интересует, и материал с его сложностью лишь по тому, что много конкретики а за ней не разглядеть истинного порядка вещей, а в том, что именно тьма многих знаний противоречит свету единственного ведения, как оно есть на самом деле.
Какой толк мне от 99 значений термина, если они не отражают ОДНОЙ его сути? И какой толк же, читать более сложный материал, если и на вопросы на не более сложного-простого никто не отвечает? К стати, вы же тоже не знакомы со многими анекдотами моего друга Шурика? Может по этому разговора не получается?
Владимир, как для тебя сейчас стихия семантическая алгебра, так для меня "эволюция психики", как я её вижу, а не разного рода философы или психологи. Эволюция психики протекает по времени так длительно, что только её начало люди разборчивые именовали символом "времена", период бурного развития - "время", а результат эволюции - "полвремени". Так что поверь, мне не до Юнга, с его психотипами, этим надо было озаботится в дремучие времена, когда от таких мелочей зависело выживание, можно было анализировать эти мелочи для комфортной жизни. Но сейчас, в эпоху информации, на мелочи отвлекаться - себе дороже.
Занимательно, арифмологию с её множителями Поляков применил в противовес нумерологии с её сложением. По сути, соответствует принцыпам семанталгебры.
Поделиться432023-03-05 00:18:14
Слава Богу!
Я не семанталгеброид, Слава для меня отражает тот, или иной шлейф прожитого, Бог - результат эволюции психики. Так что готов присоединиться, но зело сомневаюсь в вложенных смыслах.
Поделиться442023-03-05 07:54:23
Я не семанталгеброид
Опять хорошо!
Поделиться452023-03-05 10:25:09
Прикладной уровень
16 Семантика в биологии Прикладной уровень
Семантика даёт фундаментальное представление о структуре семантической модели. Т.е. так, как некоторое знание должно выглядеть в своём идеале.
Рассмотрим предмет биологии. Начнём с того – какой семантический вектор является главным в биологии? Опытный исследователь сразу начнёт копать в сторону терминологии, он скажет – что такое биология? Это наука о живых организмах! Что такое живое? – дайте определение.
Здесь уже можно использовать семантическую алгебру. «Живое – неживое» - это отношение Качества, которое характеризуется рядом признаков. Такие признаки относятся друг ко другу отношением Дополнения. Тогда следует выявить признаки живого.
Чтобы упростить эту задачу, предлагаю рассмотреть простейший живой организм – бактерию. Надо найти хотя бы 2 признака, отличающих бактерию от косной материи, от среды. Желательно проделать это самостоятельно. В аналитической семантике именно подобные задачи приходится решать регулярно. Для этого требуется некоторый опыт, можно сказать, что со временем в голове должна появится лаборатория смыслов. Это очень важно, потому что надо выявить всего 2 понятия, которые характеризуют всю биологию в целом.
Итак. Бактерии растут и размножаются. Кристаллы тоже растут, но не размножаются. Вирусы размножаются, но не растут. Об этом можно много спорить. Однако мы уже имеем 4 семантических вектора:
1. Косное – Живое,
2. Среда – Бактерия,
3. Рост – Размножение,
4. Кристаллы – Вирусы,
Далее, можно выделить уравнение динамической семантики: «Бактерия = Кристалл + Вирус». Отсюда видно, как функции Роста и Размножения дополняют друг друга.
Теперь следует добавить остальные парные функции живого:
1. Рост – Размножение,
2. Восстановление – Развитие,
3. Деление – Слияние,
4. Поглощение – Самосохранение.
Суть в том, что рассматривая типы размножения или типы существования, следует определить управляющий фактор (Деление - Слияние). Тогда иерархия биологических типов запишется в виде тензора.
Кроме этого, вектор «Восстановление – Развитие» можно записать как: «Регенерация - Мутация».
Вот примерно таким образом, используя парные признаки, семантические отношения и операции, можно получить классификацию живых организмов, их функции, признаки и свойства. Это важно, потому что основано на понимании закономерностей, а не на описательности.
17 Семантика и Богословие Прикладной уровень
Ранее я писал о семантических тензорах и их перемножении.
Предлагаю разобрать интересный пример:
Есть пара семантических векторов:
1. «Полезное - Вредное»,
2. «Приятное – Противное».
Перемножаем их и получаем 4-ре варианта понятий:
1. Полезное и Приятное – Мотиватор, Стимул,
2. Полезное и Противное – Стражник, Закон,
3. Вредное и Приятное - Утешитель, Забава,
4. Вредное и Противное - Монстр, Страшилка.
Теперь прошу сравнить 1-3 со Святой Троицей:
1. Мотиватор - Бог -Сын, который призывал людей.
2. Стражник - Бог-Отец, который дал 10 заповедей.
3. Утешитель - Святой Дух.
Таким образом аналитическая семантика позволяет разбирать Богословские и философские вопросы.
Вот ещё пример - о типах вопросов:
Имеем дихотомии:
«Согласие – Сомнение», «Понимание – Противоречие»
Перемножаем их и получаем 4-ре варианта:
1. Согласие и Понимание, - Риторический вопрос,
2. Согласие и Противоречие, - Познавательный вопрос,
3. Сомнение и Понимание, - Воспитательный вопрос,
4. Сомнение и Противоречие, - Провокационный вопрос.
Это одна из важнейших семантических матриц полезных для ведения дискуссий.
Говоря о науке и богословии в целом, надо понимать типы знаний, о которых идёт речь. Семантически они подразделяются на 4 вида:
1. Стохастические: Спорт, Лингвистика, Химия.
2. Эмпирические: Физика, Психология, Биология.
3. Аксиоматические: Математика, Информатика, Семантика.
4. Мистические: Политика, Искусство, Теология.
Эти типы знаний образованы перемножением признаков «Конкретное - Абстрактное» * «Интуитивное - Логическое»:
1. Стохастические, Конкретное, Интуитивное,
2. Эмпирические, Конкретное, Логическое,
3. Аксиоматические, Абстрактное, Логическое,
4. Мистические, Абстрактное, Интуитивное.
Надо сказать, что в книге «Семантическая алгебра» довольно много тем вращается вокруг психологии, соционики и богословия. Здесь будет дан ряд наиболее ярких примеров.
18 Семантика, Соционика и Психология Прикладной уровень
Диалектическое отношение «Рост - Размножение» играет большую роль не только в образовании биологических видов, но и в психологических взаимодействиях.
Основной тензор выводится на основе перемножения векторов:
«Я - Среда», «Рост - Размножение».
Рост – это территория, ресурсы, знания, технологии.
Размножение – это партнёры, потомство, уют, безопасность.
Рост * Размножение = Здоровье.
Запишем матрицу из соционики:
1. Интуиция - это изменение среды в целях роста.
2. Сенсорика - это изменение среды в целях размножения.
3. Логика – это изменение себя в целях роста.
4. Этика – это изменение себя в целях размножения.
Из этой матрицы строится модель А из соционики, которая соответствует 8 психотипам:
1. Базовая - Ригидность,
2. Творческая - Шизоидность,
3. Ролевая - Истероидность,
4. Болевая - Ипохондрия,
5. Внушаемая – Депрессивность,
6. Активационная - Маниакальность,
7. Наблюдательная – Психастеничность,
8. Демонстративная – Импульсивность.
Здесь порядок соответствует проекции куба на этапы жизни:
1. Детство, стремление к Удовольствиям,
2. Юность, стремление к Самореализации,
3. Зрелость, стремление к Самоуважению,
4. Старость, стремление к Самоотдаче.
Теперь о параллелях с соционикой. В соционике есть много семантических структур, потому что она активно использует математику. Соционика дала хороший пример для развития семантической алгебры.
Функций из соционики модели А и цели.
1. Базовая, Впечатление, Рост,
2. Творческая, Общение, Размножение,
3. Ролевая, Любовь, Размножение,
4. Болевая, Свобода, Рост,
5. Внушаемая, Достаток, Рост,
6. Активационная, Власть, Размножение,
7. Наблюдательная, Мудрость, Рост,
8. Демонстративная, Слава, Размножение.
Здесь цели образуются перемножением вектора возраста – «Детство – Юность – Зрелость - Старость» на вектор «Рост - Размножение».
19 Семантика, Психология и Богословие Прикладной уровень
Здесь надо упомянуть богословский трактат Луки Войно-Ясенецкого: «Дух, Душа и Тело». Святитель Лука упомянул только 3 составляющих сущности человека, видимо по аналогии со Святой Троицей. Однако он упустил Разум, как 4 составляющую.
Чтобы получить цельное представление об устройстве человека, надо «Рост - Размножение» помножить на «Носитель - Наездник» (может быть это покажется не очень научным, однако я предпочитаю использовать простые слова, обозначающие суть).
Матрица устройства человека:
1. Тело, — носитель Роста, Работа, Функциональность,
2. Разум, — наездник Роста, Соседи, Способность,
3. Душа, — носитель Размножения, Семья, Самочувствие,
4. Дух, — наездник Размножения, Хобби, Поведение.
Итак. Перемножаем 3 семантических тензора:
1. Рост – Размножение,
2. Детство – Юность – Зрелость – Старость,
3. Тело – Душа – Разум – Дух.
И вот что получается, это тензор личных ценностей:
Тело, Душа, Разум, Дух,
1. Зрелища, Приключения, Озарения, Впечатления,
2. Знакомства, Творение, Мышление, Общение,
3. Ласка, Желание, Интерес, Любовь,
4. Отдых, Мечта, Выдумка, Свобода,
5. Богатство, Обретение, Насыщение, Достаток,
6. Власть, Приручение, Подчинение, Влияние,
7. Знание, Опыт, Учение, Мудрость,
8. Слава, Понимание, Наблюдение, Внимание,
Это семантический тензор 5 ранга, он содержит 2^5 = 32 компоненты. Он имеет большое значение, потому что связан с тензором модели А из соционики, с психотипами и основными грехами и добродетелями (об этом – в следующей статье).
Отредактировано Владимир Липатов (2023-03-05 16:54:53)
Поделиться462023-03-05 15:56:46
Опять хорошо!
В смысле змея хорошо жалит? Или из серии "... что это хорошо.", природы продвижения? Уж на что Иисус был хорош, и того распять пришлось...
Поделиться472023-03-05 16:26:12
Уж на что Иисус был хорош, и того распять пришлось
Ваши шутки граничат с глупостью и кощунством! Вы берега-то видите или уже нет?
Поделиться482023-03-05 16:36:25
Ваши шутки граничат с глупостью и кощунством!
Хочешь быть мудрым? - будь глупым! А кощунство то при чём? Каин Авеля не убивал? Или Иудаизм, в прямом и переносном смысле, не причастен к распятию Иисуса?
Не я воспринимаю свои слова... как попало. Да и на слова ли внимание обращено?
Вы берега-то видите или уже нет?
Да вот стал замечать, при игре в шахматы переживания вызывают уже дрожь в руках. Так скоро и не до шуток будет совсем. А берега, в основном левые все на глаза попадаются.
Поделиться492023-03-05 16:53:20
20 Семантика, Грехи и Добродетели Прикладной уровень
Вот список основных грехов и добродетелей из работ Игнатия Брянчанинова:
1. Уныние, Трезвение,
2. Чревоугодие, Воздержание,
3. Любодеяние, Целомудрие,
4. Гордость, Любовь,
5. Сребролюбие, Нестяжание,
6. Печаль, Блаженный плачь (катарсис),
7. Гнев, Кротость,
8. Тщеславие, Смирение.
Эти грехи подразделяются на пары при умножении их на вектор «Эгоизм - Альтруизм»:
Эгоизм: Альтруизм:
1. Скука, Апатия,
2. Досада, Стыд,
3. Зависть, Обида,
4. Спесь, Унижение,
5. Скупость, Расточительность,
6. Ревность, Печаль,
7. Гнев, Тревога,
8. Отчаяние, Вина.
Из этой таблицы следует вывод – человек словно канатоходец, существенное отклонение в сторону эгоизма или альтруизма, несёт проблемы. Что же делать?
Смотрите таблицу душевных настроев:
1. Интерес,
2. Великодушие,
3. Благодарность,
4. Достоинство,
5. Щедрость,
6. Счастье,
7. Спокойствие,
8. Уверенность.
Здесь интересно как настрои соответствуют расстройствам. Расстройства – это пара крайностей. А настрой - золотая середина (баланс между ними). Настрой и занятие полезным делом играют ключевую роль для выхода из расстройства.
И наконец, самый коварный вопрос, - а что я буду с этого иметь? Вот в этом тензоре есть ответ – достоинства и достижения:
1. Обаяние, Мир,
2. Общительность, Друг,
3. Заботливость, Семья,
4. Независимость, Дом,
5. Престиж, Добро,
6. Авторитет, Сила,
7. Репутация, Труд,
8. Эрудиция, Правда.
Обратите внимание, что все строки в таблицах связаны.
21 Семантика и литература Прикладной уровень
Всякое достойное произведение можно рассмотреть, как матрёшку (тоже семантический тензор). Это легко показать на примере литературы. Матрёшка произведения:
1. Язык, Средство, Тело,
2. Атмосфера, Стиль, Душа,
3. Сюжет, Жанр, Разум,
4. Мораль, Нравственность, Дух.
Показанная матрёшка произведений элегантно раскрывает философский вопрос о форме и содержании. Это весьма занимательно потому, что для каждого уровня матрёшки есть соответствующий семантический тензор 3-го ранга (Куб), которые привожу ниже:
Куб Оформление и Средство:
1. Живопись, Танец,
2. Музыка, Поэзия,
3. Литература, Игра,
4. Наука, Дизайн,
Куб Атмосфера и Стиль:
1. Стойкий, Прерывистый,
2. Яркий Приглушённый,
3. Острый, Смешанный,
4. Сильный, Слабый,
Куб Сюжет и Жанр:
1. Вещь, Механизм,
2. Существо, Организм,
3. Слово, Программа,
4. Поступок, Коллектив,
Куб Мораль и Нравственность:
1. Добыча, Опасность,
2. Свой, Чужой,
3. Важный, Посторонний
4. Близкий, Далёкий.
Куб литературного мастерства:
1. Лаконичность, Многогранность,
2. Точность, Образность,
3. Ритмичность, Мелодичность,
4. Чёткость, Благозвучие.
Надо сказать, что в книге «Семантическая алгебра» довольно много тем вращается вокруг литературы, литературоведения, лингвистики. Здесь и далее будет приведён ряд наиболее интересных примеров.
22 Семантика – генерация сюжета приключений Прикладной уровень
Одно время я писал рецензии на творчество некоторых авторов сайта proza.ru. Я заметил, что интуитивно разделяю текст на 4-5 абзацев. Потом, передо мной встала задача - дать простую классификацию произведению или творчеству, чтобы читатель мог легко найти то, что его интересует.
Для начала я выписал в столбик все жанры. Потом выделил из них размер. Затем, стал рассуждать: исторические и фантастические... прошлое и будущее. Так получилась первая четвёрка. Дальше я, действуя подобным образом, вывел ряд характеристик. Вот что получилось:
Время: Прошлое, Будущее, Реальность, Вымысел,
Настрой: Серьёзное, Смешное, Сложное, Простое,
Образ: Красивое, Страшное, Правильное, Уродливое,
Цель: Объяснение, Загадка, Любовь, Злодейство.
Далее предлагаю рассмотреть модель Мифа:
Математическая модель сюжета представляет собой граф с рёбрами – сюжетными линиями, и вершинами – сюжетными ситуациями. Повествование – это маршрут обхода этого графа. Основной маршрут проходит главный герой, отдельные ветки маршрута могут соответствовать поведению второстепенных героев. Таким образом, маршрут представляет собой дерево.
При движении героя из одной ситуации в другую, имеет место следующий вектор:
1. Побуждающая причина,
2. Выбранное действие,
3. Достижение, (Отношение),
4. Воздаяние, (Ответ),
Следует заметить, что достижение (3) не эквивалентно устранению причины (1). Теперь развернём каждую компоненту этого вектора.
Вектора Причины, Действия, Отношения и Ответа, образуют следующий тензор:
1. Оскорбление, Сражение, Требование, Дар,
2. Нужда, Подкуп, Просьба, Милость,
3. Призыв, Служба, Обещание, Услуга,
4. Скука, Устранение, Обмен, Внимание,
Здесь следует обратить внимание на то, что через строчку матрицы (Скука - Внимание), читатель сам вовлекается в действие сюжета.
Второй момент, - это то, что (несмотря на построчное соответствие в этой матрице) каждый столбец образует самостоятельный вектор сюжетных вариантов. Так, например, герой может от Призыва попасть в Сражение, затем перейти к Просьбе, а в ответ получить Услугу.
Здесь приведён вводный материал о структуре Мифа и технике его использования.
23 Семантика и лингвистика Прикладной уровень
Эта тема появилась благодаря опыту, интуиции и настойчивости профессора Анисимова Дмитрия (Москва), автором системы машинного перевода и книги «Вся Правда о машинном переводе».
В книге «Семантическая алгебра» довольно много глав написано о грамматиках, о глобальных группах языка, о трудностях перевода и машинной интерпретации смыслов, а также были выработаны правила построения электронного семантического словаря.
Здесь хотелось привести ряд интересных примеров (обзор).
Грамматический тензор русского языка (неполный):
1. Существительное = Статика * Основное,
2. Глагол = Динамика * Основное,
3. Прилагательное = Статика * Дополнительное,
4. Наречие = Динамика * Дополнительное,
5. Предлог, = Информация конкретная,
6. Союз, = Информация абстрактная,
7. Частица, = Эмоция конкретная,
8. Междометие, = Эмоция абстрактная,
Тензор пунктуации (неполный):
1. ( , ) – ( - ),
2. ( : ) – ( ; ),
3. ( ! ) – ( ? ),
4. ( . ) – ( … ),
Вот ещё фрагмент: Хорошим примером реализации признаков является конструирование слов. В русском языке это можно показать на примере образования глаголов. Для примера разберём слово «Бежал»:
1. Единственное число в отличие от «Бежали»,
2. Мужского рода в отличие от «Бежала»,
3. Прошедшее время в отличие от «Бежит» или «Побежит»,
4. Подразумевается цель в отличие от «Бегал»,
5. Подразумевается незавершённость в отличие от «Добежал».
Видите, как много семантических признаков может содержать простой глагол! Однако семантика слова «Бег» содержит ещё 3 признака: «Быстрое» «Движение» с помощью «Ног». Итак, в простом слове «Бежал» содержится не менее 8 семантических признаков!
Ещё в книге выведен тензор глобальных семантических групп:
Материальные, Идеальные, Объективные, Субъективные:
1. Предметы, Слова, Существа, Сущности,
2. Действия, Сигналы, Явления, Чудеса,
3. Свойства, Признаки, Поведение, Характер,
4. Состояния, Положения, Способности, Умения.
Эта задача важна для классификации слов при их интерпретации.
Одним словом – любитель языка найдёт в книге много интересного.
24 Семантика и управление Прикладной уровень
Про управление коллективом написано множество книг. Чем же может помочь семантика?
Люди не осознают или забывают – чем они занимаются и что делают.
Если командир станет развлекать, священник начнёт учить, а учитель станет командовать, - то ничего хорошего не получится.
А между тем, в семантике русского языка эти отношения давно прописаны. Давайте их вспомним:
Кубы типов организаций, их целей и лидеров:
1. Класс, Обучение, Учитель,
2. Семья, Воспитание, Наставник,
3. Контора, Работа, Начальник,
4. Команда, Достижения, Тренер,
5. Общество, Отдых, Наблюдатель,
6. Клуб, Культ, Кумир,
7. Церковь, Служение, Пастырь,
8. Войско, Победа, Командир.
Методы дополнительного воздействия для лидеров:
Управленец, Гуманитарий, Учёный, Общественник,
1. Доказывать, Преподносить, Сообщать, Развлекать,
2. Заставлять, Призывать, Увещевать, Наказывать,
3. Указывать, Обращать, Направлять, Вести,
4. Стимулировать, Поощрять, Вопрошать, Помогать,
5. Настраивать, Воодушевлять, Критиковать, Искушать,
6. Сигнализировать, Отвлекать, Консультировать, Добывать,
7. Провозглашать, Стращать, Благословлять, Служить,
8. Внушать, Завоёвывать, Распоряжаться, Приказывать.
Про масштаб деятельности тоже иногда забывают, а это качественно разные уровни развития:
1. Компания,
2. Коллектив,
3. Фирма,
4. Сообщество,
5. Производство,
6. Организация,
7. Предприятие,
8. Корпорация,
Там, где на первый взгляд просто группа синонимов или антонимов, существует ряд ключевых признаков, которые формируют систему.
25 Критерий могущества государства Прикладной уровень
Критерии могущества государства, - это всё то, что усиливает, укрепляет, сплачивает, воодушевляет и делает счастливыми народы страны.
Государству необходимо иметь собственный инструмент самооценки. И в этом деле нам не удастся уйти от сложности. Простые решения обойдутся дороже.
У меня получилось 32 критерия, которые должны участвовать в подсчёте рейтинга Государства:
1. Демография, Здоровье, Биосфера, Экология,
2. Территория, Связь, Транспорт, Снабжение,
3. Товары, Продукты, Ресурсы, Энергия,
4. Закон, Полиция, Вооружение, Армия,
5. Образование, Воспитание, Изобретения, Исследования,
6. Религия, Традиция, История, Искусство,
7. Занятость, Досуг, Отдых, Лечение,
8. Руководство, Услуги, Производство, Спорт,
Каждый из этих критериев представляет собой спектр, который можно привести к количественному и качественному показателям.
Теперь посмотрите, как разворачивается пункт 4.Закон:
1. Права – Обязанности,
2. Общества - Индивидуума,
3. Подозрения – Обвинения,
4. Доказательства – Суд,
5. Пресечение – Наказание,
6. Законодательная – Исполнительная,
7. Презумпция – Прецедент,
8. Административные – Уголовные.
Это 8 пар признаков для понятия Закона – это гиперкуб или семантический тензор 4 ранга, 16 понятий.
Если в каждом понятии из 32 таблицы могущества государства выделить тензор такой же ёмкости, то получится 16*32 = 512 понятий.
Это серьёзная аналитическая работа. Она важна для статистической обработки данных, выработке качественных показателей, анализа и балансировки расходов, принятия решений.
26 Классификация точных наук Прикладной уровень
Удалось получить вот такую классификацию для основных точных наук:
1. Математические объекты доступны всем для многократного использования,
2. Физические объекты доступны только владельцу для многократного использования,
3. Химические объекты доступны только владельцу для однократного использования,
4. Квантовые объекты доступны всем для однократного использования.
Поделиться502023-03-05 17:10:29
20 Семантика, Грехи и Добродетели Прикладной уровень...
Поделиться522023-03-05 21:25:30
Удалось получить вот такую классификацию для основных точных наук:
1. Математические объекты доступны всем для многократного использования,
2. Физические объекты доступны только владельцу для многократного использования,
3. Химические объекты доступны только владельцу для однократного использования,
4. Квантовые объекты доступны всем для однократного использования.
А где сверхбольшие, типа гравитационные? Природу под себя не построишь! Первые три отражают "мир сей" формации, зачем приплетать иную форму существования?
Поделиться532023-03-06 06:13:22
Сходство семантического сложения и отношения качества можно считать не случайным. Потому что в результате семантического сложения образуется понятие нового качества. Это заметно при взаимодействии материального и идеального планов.
Например:
«Материя + Способ = Вещество»,
«Вещество + Форма = Предмет»,
«Предмет + Схема = Механизм»,
«Механизм + Двигатель = Машина»,
«Машина + Контроль = Станок»,
«Станок + Самоконтроль = Робот».
Или вот так можно построить классификацию наук:
Семантика + Числа = Математика,
Математика + Пространство = Геометрия,
Геометрия + Время = Кинематика,
Кинематика + Масса = Динамика,
Динамика + Энергия = Механика,
Механика + Частицы = Квантовая физика,
Квантовая физика + Молекулы = Химия,
Химия + Клетки = Биология,
Биология + Существа = Зоология,
Зоология + Разум = Психология.
Поделиться542023-03-06 08:59:48
Далее:
Психология + Нота = Музыка,
Психология + Слово = Литература,
Психология + Движение = Танец,
Психология + Цвет = Рисунок,
Поделиться552023-03-06 09:44:23
Игра в кубики, что бы не было изображено на их поверхностях, так и останется игрой. Вот пара: (кусок + самосвал=железо) + износ = металлолом + сталевар = болванка + конструктор = произведение из кустов...
Поделиться562023-03-06 10:43:30
Игра в кубики, что бы не было изображено на их поверхностях, так и останется игрой. Вот пара: (кусок + самосвал=железо) + износ = металлолом + сталевар = болванка + конструктор = произведение из кустов...
Александр, ну вы - молодец!
Лихо сочинили динамическую конструкцию.
Вам писать надо.
Прозу или поэзию - не знаю.
Ну а что не игра?
Вся наша жизнь - игра!
Что опьяняет сильнее вина ?
- Женщины, лошади, деньги, война!
Не судите моих семантических лошадок.
Они дорого стоят.
Но я отдаю их бесплатно для студентов и школьников, чтобы они росли и набирались разума.
Поделиться572023-03-06 11:17:49
Ну а вот пост для Наблюдателя.
Семантическая алгебра для меня сейчас имеет 2 интереса:
- Потрепаться с людьми о жизни, как повод.
- Защитить докторскую - это приятно, только бы найти нормального научного руководителя.
У меня 2 группа инвалидности - параноидальная шизофрения.
Можете радоваться.
Хотя некоторые специалисты поставили мне диагноз -
- савантизм и гамбринизм.
Пишите мне.
Я всё постараюсь прочитать и ответить.
Поделиться582023-03-06 11:18:11
Не судите моих семантических лошадок.
Они дорого стоят.
Но я отдаю их бесплатно для студентов и школьников, чтобы они росли и набирались разума.
Владимир, я не сужу (мышлением ума), а рассуждаю, имея для этого независимое созерцание из глубин опыта эволюции психики, это исключительно моя ИГРА. Я не виноват, что вижу взаимосвязи не только линейные и плоские, но и представляющие суть Бытия - динамику, не ту, что изучает механика, а ту, что представляет динамическую механику саму. Доходчиво, хоть и не для "общепринятого" понимания этим занимался Черняев, предсказавший Челябинское событие посредством гравитационных опытов, при помощи элементарных взвешиваний. Советую для расширения кругозора его книгу, "Русская механика" (или динамическая - вот где семантику отследить не мешает). Он же даёт основание "Динамической геометрии", через теорему о параллельности двух прямых отпечатков следа движущихся навстречу друг другу точек... Эта геометрия, объединяет кучу геометрий академических. Но, как всё не в форме мира сего, пока не сильно востребовано языческой по своей сути наукой. (пока не пощупаю - не поверю)
А для школьников, да бесплатно (с энтузиазмом естествоиспытателя), я уже вначале сказал, это просто необходимо для любого развития, а что вырастит, то вырастит. Если всё суета, то чем может одна суета хуже 99? По форме я категорически поддерживаю, а по содержанию, у меня уже и шахматы вызывают рецидив там, где не ждёшь.
Поделиться592023-03-06 11:23:03
- Потрепаться с людьми о жизни, как повод.
Самое благородное на сегодня занятие! "Отошёл от дел" это приступил к высказыванию своих заблуждений - гля, толк то и останется!
Поделиться602023-03-06 11:29:00
Александр, насчёт динамической геометрии - я занимался этим вопросом.
Я написал с 10 программ.
Я выяснял возможности для САМООРГАНИЗАЦИИ частиц.
Я добился некоторых интересных результатов.
На ю-тубе можно посмотреть мой канал - Владимир Липатов Моделирование.
Я пришёл к выводу, что самоорганизацию поддерживает обратный поток времени.
Я могу опубликовать здесь свою статью по этой теме.
Только если народ не станет возражать об отступлении мной от заявленной темы.