Религиозно-философский форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Семантическая алгебра

Сообщений 1 страница 30 из 190

1

0 Вступительное слово

Семантическая алгебра – это аналитическая дисциплина о значении слов их признаках и отношениях. Началом её развития можно считать 2005 г. Она является продолжением таких наук как: логика, диалектика и информатика.
Сейчас в мире полно сложных информационных систем. В них надо уметь разобраться, выделить главное. Семантическая алгебра побеждает сложность. Как это работает?
Поставьте на листе бумаги 8 точек в произвольном расположении. Теперь соедините их все отрезками так, чтобы каждая точка имела только 3 отрезка. Что получилось?
Топологически это скорее всего - куб, хотя он выглядит довольно сложно, по сравнению с обычным кубом. Так вот семантическая алгебра позволяет строить модели знаний или систем в простой, ортогональной, канонической форме.

На практике это имеет огромный потенциал для тензорных классификаторов, для разбора и анализа текста, для управления программированием нейросетей по отобранным лингвистическим корпусам, для разработки систем машинного перевода, для генерации сценариев игр-путешествий, для обработки обращений клиентов, и для решения многих таких задач, которые появятся в будущем.

Предлагаемые фрагменты – это отобранные части монографии «Семантическая алгебра», которая развивается более 10 лет и имеет 84 редакции. Эти фрагменты распределены на 4 уровня сложности:
1. Начальный уровень содержит общие сведения о теме и ряд уроков с примерами, цель которых – установить порядок с теми знаниями, которые мы получали в школе и институте.
2. Средний уровень содержит основные детали семантической алгебры, систему семантических отношений, понятие о семантических тензорах, приёмы построения семантических моделей.
3. Высший уровень содержит фундаментальные знания аналитической семантики, разбор близких философских и теологических вопросов, ряд гипотез, которые ещё требуют доказательства и проверок.
4. Прикладной уровень содержит примеры применения аналитической семантики в различных областях знаний, таких как биология, психология, литература, теория управления и т.п. 

По мере возможности, я постараюсь регулярно пополнять этот материал новыми сведениями с примерами.

Владимир Евгеньевич Липатов
woldemar1974lve@yandex.ru
03.2023, Балашиха
Облако проекта - https://yadi.sk/d/ZwxcckRGtZ5o6

Начальный уровень
1 Что такое Семантическая Алгебра и почему она так называется Начальный уровень

Прежде всего, семантика - это наука о значении слов.
Сегодня она подразделяется на:
1. Лингвистическую семантику, которая изучает влияние частей слов на смысл.
2. Компьютерную семантику, которая позволяет интерпретировать и переводить выражения, а также отвечать на запросы.
3. Нейросетевую семантику - для решения нетривиальных задач.
4. Аналитическую семантику - которая изучает отношения между понятиями и их признаки. Это и есть Семантическая алгебра.

Семантическая алгебра имеет несколько сходств с математической алгеброй. Дело в том, что слова хранят в себе сразу несколько простых понятий, точно также как числа хранят свои простые множители.
Например:
Слово - "девочка" - хранит признаки ребёнка женского пола.
Точно также число 6 хранит множители 2 и 3 как простые числа.

Слова выступают как признаки, при образовании других слов. Это можно обозначить значком умножения:
Женщина * Дом = Хозяйка.
Мужчина * Работа = Рабочий.
Рабочий * Опыт = Мастер.

Запасы * Здание = Склад.
Полка * Полка = Стеллаж.

Таким образом, по признакам можно объединять слова в семантические вектора и матрицы. Это похоже на линейную алгебру.

Что получится, если семантически перемножить:
Мужчина, Женщина * Детство, Юношество, Зрелость, Старость.
Получается:
Мальчик, Юноша, Мужчина, Старик,
Девочка, Девушка, Женщина, Старуха.

2 История становления Семантической алгебры Начальный уровень

С древних времён люди старались понять устройство мироздания. Были попытки объяснить это через мифические существа, через стихии. Однако наиболее интересным был тезис о Логосе. О том что мироздание устроено посредством СЛОВА. Этот тезис породил теологическое направление (богословие) и философию.
Затем большой вклад внёс Аристотель, как основоположник формальной логики.
Следующим этапом была работа Фридриха Гегеля «Наука Логики». Были введены понятия о дихотомиях, стала развиваться диалектика (рекомендую работу Георгия Челпанова «Учебник Логики»).
Стали разрабатываться толковые словари. Появилось понятие о семантике слова. Чарльз Осгуд ввёл понятие о семантическом пространстве.
Затем стали развиваться компьютерные языки программирования, бинарная логика, объектно ориентированное программирование и т.п. технологии. Они дали множество новых понятий и операций.
В 2005г. Учёный из Хабаровска Станислав Тактаев вводит понятие Семантическая Алгебра. Он предлагает ряд операций в семантическом пространстве используя аппарат векторной алгебры.
Независимо от него математик Григорий Рейнин, занимаясь соционикой, проводит ряд интересных операций с признаками и понятиями, которые легли в основу современной семантической алгебры.
Монография Семантическая Алгебра – стала активно разрабатываться с 2010 года. За 10 лет она претерпела более 80 редакций и дополнений.
Были сформулированы аксиомы и теоремы, была введена система семантических отношений, операции семантического сложения и умножения, понятие о семантическом тензоре и множество примеров построения семантических моделей.



3 УРОК ВВОДНЫЙ, ПРО АНТОНИМЫ Начальный уровень

В современном мире нас окружают большие потоки информации.
Чтобы в них ориентироваться - нужны методы анализа текста.
Семантическая алгебра - это фундаментальный подход к работе со смыслами и понятиями языка. Он основан на бинарной комбинаторике, линейной алгебре, на методе подбора семантических ассоциаций и на объектно-ориентированном моделировании.
Семантическая алгебра - это не только базис для новых информационных технологий, это определённая культура мышления.
Известно, что в языке есть слова синонимы и антонимы. Синонимы мы пока оставим в покое. Давайте поговорим о роли антонимов.

Мы знаем, что в языке бывают просто слова, а бывают слова парные, как «верх - низ», «мужчина - женщина», «чёрное - белое».
Их называют антонимами, потому что они противоположны друг другу по смыслу. Антонимы играют важнейшую роль в образовании новых слов. Если есть основная пара противоположностей, то они могут выступать в качестве признаков в других словах.
Например, понятие пола: «мужчина - женщина», определяет окончание большой группы слов: «школьник - школьница», «учитель - учительница», «работник - работница». Видите, как одно слово указывает сразу на два признака: на профессию и на половую принадлежность.

Другой пример. Такие понятия, как: «верх - низ», имеют приставки «над- и под-». В словах «надводный - подводный», сразу указывается признак среды и признак вертикального расположения.
Это очень удобно.
Или так: «надгробие», «подставка». Парный признак не всегда порождает парные понятия.

Вопрос: может ли одно понятие породить новое понятие самостоятельно? И если да, то приведите пример.

4 УРОК ПРО УМНОЖЕНИЕ ПРИЗНАКОВ Начальный уровень

Многим известно понятие ассоциации. Это когда одно понятие вызывает массу связанных образов. Например, слово «дом», вызывает такие образы, как: «кухня», «кровать», «строение», «семья» и т.д. Обратите внимание, что слова «строение» и «семья», являются здесь определяющими признаками.

Можно записать такое выражение:
«Дом = Строение * Семья». Здесь значком умножение мы записали операцию объединения признаков. Таким же способом можно записать:
«Склад = Строение * Запасы».

Помните про роль частей слова на прошлом уроке? Вспомним примеры и запишем их с помощью умножения:
«Надводный = Верх * Вода»,
«Подставка = Низ * Стоять».
Таким образом, одни слова играют роль признаков при образовании других слов. А операцию объединения признаков назовём семантическим умножением.

Теперь разберём вопрос прошлого урока: «Может ли одно понятие породить новое понятие самостоятельно?»
Ответ: Да, может, если применить операцию семантического умножения. Например:
«Точка * Точка = Отрезок»,
«Полка * Полка = Шкаф».

Вот ещё интересный пример. Некоторые слова можно умножать на числа! Например: «3 * угол = треугольник».
Задание: если слова можно семантически умножать, то можно ли и как их семантически делить?

5 УРОК О ТИПАХ АНТОНИМОВ Начальный уровень

Разберём задание прошлого урока: «Если слова можно семантически умножать, то можно ли и как их семантически делить?»
Делить слова можно, но далеко не всякие, только если семантическое уравнение составлено корректно. Для этого надо иметь под рукой хороший толковый словарь. Читаем определение слова, точнее понятия, и выделяем его определяющие признаки. Это будет разложением слова на семантические множители. Делитель должен быть среди этих признаков. Здесь используется полная аналогия с целочисленной арифметикой. Как в составном числе простые множители сохраняются как информационные единицы, также и в производном понятии сохраняются его признаки.

Вернёмся к антонимам. Можно ли все антонимы разделить на какие-то группы?
Да. Антонимы можно разделить на несколько групп. Для начала рассмотрим следующие три группы: качественные, противоположные и сравнительные.
1.Качественные антонимы. Это похоже на отношение 0 и 1 в арифметике. 0 – это пустота, 1 – это наличие. Например: «покой - движение», «тишина - звук». Важно то, что одно понятие не несёт никаких качеств, а понятие парное имеет целый спектр характеристик и свойств. Например, понятие «движение» имеет свойства направление и скорость. Понятие «звук», имеет свойства громкость и тональность.
2.Противоположные антонимы. В отличии от качественных антонимов, эти антонимы равноправны, но полностью противоположны. Это похоже на пары положительных и отрицательных чисел. Например: «левое - правое», «верх - низ», «чёрное - белое» и т.д.
Обратите внимание, что в таких парах одно понятие несёт позитивную, а другое – негативную эмоциональную окраску. Например: «правое, верх и белое» имеет позитивную окраску.
3.Сравнительные антонимы. Такие антонимы означают явно разную степень, силу, интенсивность чего-либо. Например: «много > мало», «сильно > слабо», «ярко > тускло». Здесь использован значок сравнения, чтобы показать характер и направление этих пар.

Обратите внимание, что мы имеем почти полный семантический аналог арифметического аппарата. У нас есть 0 и 1, есть положительные и отрицательные величины, и есть средства сравнения. Ранее были определены операции семантического умножения и деления.
Теперь, когда мы знаем, что антонимы могут быть разных типов, то надо задать вопрос: «Можно ли из слов создавать не только пары, но и квадраты или даже кубы?». Если да, то приведите примеры. Это задание на следующий урок.

Средний уровень
6 УРОК О СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕНЗОРАХ Средний уровень

На прошлом уроке мы поставили вопрос: «Можно ли из слов создавать не только пары, но и квадраты или даже кубы?»
Да, можно. Вот интересные примеры:
1. «Цифра - Число»,
2. «Буква - Слово»;
1. «Истина - Ложь»,
2. «Правда - Вымысел».

А вот пример куба:
1. Храбрый - Трусливый,
2. Богатый - Бедный,
3. Сильный - Слабый,
4. Умный - Глупый,

Как видно из этих примеров, мы использовали более разнообразные отношения, чем говорили об этом ранее. Дело в том, что существует 8-мь типов семантических отношений. Об этом будет сказано на следующем уроке.
Обратим внимание на то, что мы получили новые объекты для изучения. Геометрически они похожи на квадраты и кубы. Записывать их удобно в виде таблиц. Однако они обладают инвариантностью. Это значит, что перекатывание таких квадратов и кубиков с боку на бок, не изменит их сути.

В математике есть раздел – линейная алгебра. Он посвящён изучению таких объектов. Пары называют вектор. Квадраты называют матрицами. А общее название – тензоры. Тензоры – это многомерные объекты. Их размерность называют рангом.
Если ранг=0, то это скаляр, как одно слово.
Если ранг=1, то это вектор, как пара слов (бислово).
Если ранг=2, то это матрица, как квадрат слов (квадрослово).
Если ранг=3 и более, то это тензор.
Общее название таких объектов в семантической алгебре – семантический тензор.
Семантические тензоры можно перемножать. Это соответствует перемножению групп признаков. Вот примеры для матриц:
Что получится, если перемножить вектор возраста на пол и семейность?
(детство, юношество, взрослость, старость) * (мужчина, женщина) * (гражданское, семейное) =
1. Ребёнок, Юноша, Мужчина, Старик,
2. Девочка, Девушка, Женщина, Старуха,
3. Внук, Сын, Отец, Дедушка,
4. Внучка, Дочка, Мать, Бабушка.

Рекомендация: Поупражняйтесь в составлении семантических матриц.

7 УРОК ПРО 8-МЬ ТИПОВ ОТНОШЕНИЙ Средний уровень

Теперь пора вспомнить о типах отношений. Отношения или связи слов в семантических тензорах основаны на симметрии разного рода. Рассмотрим эти типы отношений (в скобках дано обозначение):
1. КАЧЕСТВО (+). Это означает появление качества, образование смысловой оси. Примеры: «Покой + Движение», «Тишина + Звук», «Темнота + Свет», «Точка + Прямая + Плоскость + Пространство». Там где «Отсутствие», там качества нет или его мало. Там где «Наличие» – качество проявляется в большем спектре и многообразии. Для «движения» - это направление и скорость. Для «звука» - это громкость, продолжительность и тональность.
2. ВАРИАЦИЯ (&). Это разновидность. Пара однородных и равноранговых слов. Например: «Озеро & Пруд», «Листва & Хвоя», «Стол & Стул», «Собака & Кошка», «Ложка & Вилка», «Товар & Услуга».
3. ПОЛЯРНОСТЬ (-). Это зеркальная антисимметрия, противоположность, компенсация. Здесь неявно фигурирует эмоциональная оценка. Например: «Чёрное – Белое», «Верх – Низ», «Левое - Правое», «Горячее – Холодное», «Позитивное - Негативное», «Положительное - Отрицательное», «Способность - Потребность».
4. СРАВНЕНИЕ (> или <). Это градация. Пара слов обозначает интенсивность, силу, степень или превосходство. Здесь тоже присутствует эмоциональная оценка. Например: «Много > Мало», «Сильно > Слабо», «Ярко > Тускло», «Кресло > Стул > Табурет», «Громадный > Большой > Маленький», «Очень > Чуть».
5. ДОПОЛНЕНИЕ (#). Это ортогональность. Пары слов дополняют друг друга до появления смысловой плоскости. Одно предназначено для другого. Например: «Форма # Содержание», «Причина # Следствие», «Мужчина # Женщина», «Вопрос # Ответ», «Задача # Решение», «Цель # Средства», «Процесс # Результат», «Свойство # Состояние».
6. УСТРОЙСТВО (%). Это агрегация. Пара слов типа «Часть % Целое». Например: «Квартира % Дом», «Буква % Слово», «Деталь % Устройство», «Ветка % Дерево».
7. ТРАНСГРЕССИЯ (\ или /). Пара означает асимметричную противоположность имеющую характер либо упадка и ущерба, либо восстановления и компенсации. Например: «Рождение \ Смерть», «Сигнал \ Помеха», «Постройка \ Развалины». Или, например: «Ущерб / Компенсация», «Поломка / Ремонт», «Болезнь / Лечение», «Ошибка / Исправление».
8. НАСЛЕДОВАНИЕ (^). Это отношение типа «Вид ^ Подвид» или «Абстрактное ^ Конкретное». Например: «Дорога ^ Улица», «Постройка ^ Здание», «Водоём ^ Озеро».
С другой точки зрения 8-мь отношений делятся на:
1. Абстрактные – Конкретные,
2. Абсолютные – Относительные,
3. Однородные - Структурные.

Однозначные отношения образуют пары, многозначные образуют множество вариантов. Общие отношения имеют общее характеризующее слово. Например: «Тишина + Звук» - акустика, «Верх - Низ» - вертикаль, «Озеро & Пруд» - водоём. Частные отношения не имеют такого общего характеризующего слова

Отредактировано Владимир Липатов (2023-03-05 16:58:49)

0

2

Владимир Липатов написал(а):

Семантическая алгебра – это аналитическая дисциплина о значении слов их признаках и отношениях.

И что дальше?

0

3

Наблюдатель написал(а):

И что дальше?

Мне нетрудно выложить всю монографию.
А вам не трудно пойти по ссылке на облако проекта и скачать последнюю версию ?
Сейчас это версия 98.

0

4

Владимир Липатов написал(а):

Мне нетрудно выложить всю монографию.
А вам не трудно пойти по ссылке на облако проекта и скачать последнюю версию ?

Это же форум для живого общения, причём желательно в лаконичной форме, а получается изба-читальня. Потом, как Вы себе представляете дальнейший диалог, то есть, сначала всем нужно прочитать, а потом обсуждать? Извините не формат!

0

5

Наблюдатель написал(а):

Это же форум для живого общения, причём желательно в лаконичной форме, а получается изба-читальня. Потом, как Вы себе представляете дальнейший диалог, то есть, сначала всем нужно прочитать, а потом обсуждать? Извините не формат!

Я уже представил основной материал в лаконичной форме.
Если вы желаете получить следующую порцию моей работы - то достаточно вежливо попросить.
А вы уже пытаетесь меня шантажировать !!!

0

6

Владимир Липатов написал(а):

А вы уже пытаетесь меня шантажировать !!!

Даже и не думал, извините!

0

7

Владимир Липатов написал(а):

Я уже представил основной материал в лаконичной форме.

Можно ли сделать выписки из Вашей работы, которые весьма противоречивы с теологической точки зрения?
В интернет пространстве появился очередной, хотя их не так уж и много, исследователь русского языка Архипов С.Ю. с основой русского языка "Ясно". Вы знакомы с его трудами?

0

8

Наблюдатель написал(а):

Можно ли сделать выписки из Вашей работы, которые весьма противоречивы с теологической точки зрения?
В интернет пространстве появился очередной, хотя их не так уж и много, исследователь русского языка Архипов С.Ю. с основой русского языка "Ясно". Вы знакомы с его трудами?

Меня удивляет то, что здесь всё надо начинать с конца.
Поэтому привожу список литературы и оглавление из книги:

11.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».
2. Григорий Рейнин. «Группа биполярных признаков в типологии К.Юнга».
3. Архимандрит Платон (Игумнов). «Православное нравственное Богословие».
4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). «В помощь кающимся» (Избранное).
5. Лука Войно-Ясенецкий. «Дух, душа, тело».
6. Иван Ильин. (Избранное).
7. Игорь Острецов. «Введение в философию ненасильственного развития».
8. Эрик Берн. «Игры, в которые играют люди».
9. Аушра Аугустинавичюте. «Модель информационного метаболизма».
10. Михаил Эпштейн. «Четыре стороны любви».
11. Картер Алан. «Программистский камень».
12. Гради Буч. «Объектно ориентированный анализ и проектирование».
13. Фридрих Гегель. «Наука логики».
14. Георгий Челпанов. «Учебник логики».
15. Никодим Святогорец. «Невидимая брань».
16. Дмитрий Анисимов. «ПРАВДА о машинном переводе».
17. Анна Вержбицка. «Метатекст в тексте».

СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
2. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ОТ АВТОРА
2.2. ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НАДО БЫСТРО
2.3. ЧТО ТАКОЕ СЕМАНТИЧЕСКАЯ АЛГЕБРА И ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ?
2.4. О СЛОЖНОСТИ МАТЕРИАЛА И РЯД ЗАГАДОК
2.5. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
2.6. ПРИОРИТЕТ ГРИГОРИЯ РЕЙНИНА
2.7. ВКЛАД СТАНИСЛАВА ТАКТАЕВА
2.8. СРАВНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕНЗОРОВ
2.9. ЗАЧЕМ НУЖНА СЕМАНТИЧЕСКАЯ АЛГЕБРА?
2.10. О ДИАЛЕКТИКЕ И АКСИОМАТИКЕ
3. УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ
3.1. УРОК ВВОДНЫЙ, ПРО АНТОНИМЫ
3.2. УРОК ПРО УМНОЖЕНИЕ ПРИЗНАКОВ
3.3. УРОК О ТИПАХ АНТОНИМОВ
3.4. УРОК О СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕНЗОРАХ
3.5. УРОК ПРО 8-МЬ ТИПОВ ОТНОШЕНИЙ
3.6. УРОК 2-Й ПРО ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ
3.7. УРОК ПРО СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
3.8. УРОК ПРО ШАБЛОНЫ РАССУЖДЕНИЙ
4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. КОНЦЕПЦИЯ
4.2. РАЗВЁРТКА ТЕНЗОРА
4.3. ГРАДИЕНТЫ, ТЕНЗОРЫ И РЯДЫ
4.4. МЕТАЯЗЫК И ИНВАРИАНТНОСТЬ
4.5. КЛАССИФИКАЦИЯ И СИНОНИМЫ
4.6. ТИПОЛОГИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
4.7. СИСТЕМА СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
4.8. АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АЛГЕБРЫ
4.9. СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
4.10. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
4.11. О СЕМАНТИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ
4.12. РАЗВЁРТКА ТРИАД
4.13. РАЗВЁРТКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ
4.14. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСИ С-ПРОСТРАНСТВА
4.15. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОСКОСТИ С-ПРОСТРАНСТВА
4.16. РАЗЛОЖЕНИЕ СЛОВ НА ПРИЗНАКИ
4.17. КЛАССИФИКАЦИЯ ОНОНИМОВ
4.18. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ
4.19. ЛОГИКА И ТЕОЛОГИЯ
5. ТЕНЗОРНАЯ ГРАММАТИКА
5.1. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГРАММАТИЧЕСКОМ ТЕНЗОРЕ
5.2. МЕТАТЕКСТ В ТЕКСТЕ
5.3. О СЕМАНТИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ
6. ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ
6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
6.2. КЛАССИФИКАЦИЯ В МУЗЫКЕ
6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И СТРУКТУРА МИФА
6.4. СЕМАНТИЧЕСКАЯ АЛГЕБРА В ТЕХНИКЕ
6.5. КЛАССИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ
6.6. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ
6.7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
6.8. СЕМАНТИКА В БИОЛОГИИ
6.9. ПРИРОДА И МЕТАФИЗИКА
6.10. РАЗВЁРТКА СЕМАНТИЧЕСКИХ ГРУПП
6.11. ОРТОГОНАЛИЗАЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ГРУПП
6.12. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
7. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
8. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
9.1. ОТВЕТЫ НА ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
9.2. ТАИНСТВО 7-МИ
9.3. КАРТЫ И НОВЫЙ ЭЛЕВСИН
9.4. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
9.5. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В СЕМАНТИКЕ
9.6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДОПОЛНЕНИЯ
9.7. О СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДНЫХ
10. СПИСОК ОПРЕДЕЛЕНИЙ
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Оригинал книги можно скачать здесь:
https://yadi.sk/d/ZwxcckRGtZ5o6

А про Архипова посмотрел - это политика.
Русский язык крут потому что как пишется - так и произносится, ну почти.
Ещё он крут потому что прописные и строчные буквы пишутся почти одинаково.
Вот только к философии и к моей работе - это не имеет отношения.

0

9

Владимир Липатов написал(а):

Если вы желаете получить следующую порцию моей работы - то достаточно вежливо попросить.

Итак. Разум восстанавливает и распространяет Истину. Истина реорганизует и репродуцирует Разум. Взаимодействие между Разумом и Истиной происходит через обмен потоками информации и эмоций.

Таким образом, это свойство Разума (Лень) порождает творчество и прогресс.

В религиях такой процесс созревания Разума называется духовной работой и цель её – святость, возможна при полном познании Истины.

Полный слепок Истины, созданный Разумом, является Реальностью. Реальность – дитя Разума и Истины, обладает (наследует) все способности своих родителей: Самоорганизация, Репликация, Реорганизация, Репродукция.

Вернёмся к Разуму, оплодотворившего Истину. Теперь он может играть с Реальностью и воспитывать её. Для этого он использует репродукцию, создавая различные существа и организмы.

Можно было бы и продолжить, но я воздержусь.....

0

10

Это взял выдержки из Вашей работы, которые с теологической точки зрения весьма спорны.

0

11

Наблюдатель написал(а):

Итак. Разум восстанавливает и распространяет Истину. Истина реорганизует и репродуцирует Разум. Взаимодействие между Разумом и Истиной происходит через обмен потоками информации и эмоций.

Таким образом, это свойство Разума (Лень) порождает творчество и прогресс.

В религиях такой процесс созревания Разума называется духовной работой и цель её – святость, возможна при полном познании Истины.

Полный слепок Истины, созданный Разумом, является Реальностью. Реальность – дитя Разума и Истины, обладает (наследует) все способности своих родителей: Самоорганизация, Репликация, Реорганизация, Репродукция.

Вернёмся к Разуму, оплодотворившего Истину. Теперь он может играть с Реальностью и воспитывать её. Для этого он использует репродукцию, создавая различные существа и организмы.

Можно было бы и продолжить, но я воздержусь.....

Воздерживаться надо было раньше.
Я уже исключил онтологию из монографии по аналитической семантике.
Меня эта тема тоже сейчас не интересует.

0

12

4.2.ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Семантический объект – это универсальное понятие обо всём что угодно, это любой объект и субъект, это то что было, есть и будет, всё что реально и вымышлено, всё что материально и духовно – это всё есть семантический объект.
Семантическое пространство – это всё множество семантических объектов. Оно дискретно, многомерно, бинарно и фрактально.
Единицей измерения Семантического пространства является отличительный признак пары семантических объектов.
Признак может порождать множество параллельных отрезков, парно соединяющих семантические объекты.
Пара отрезков признаков ортогональна, если они соединяются в одном семантическом объекте.
В этом случае существует 4 семантический объект, который позволяет достроить угол до квадрата – семантической матрицы. А 2 пары признаков образуют базис семантической матрицы.
Например:
«Диван – Кровать и Кресло».
Образуют семантический угол. Тогда «Стул» дополняет это до матрицы. Пара признаков «Лежать - Сидеть» и пара «Комфорт - Дискомфорт», образуют базис.

Особую роль играют средства выражения семантических объектов – эффекторы. Это особый класс семантических объектов, которые подразделяются на знаки и образы. Образы имеют сходство с оригиналом, а знаки уникальны в своём ряду, как буквы или цифры.
Имена – это тоже знаки.
Животные не могут оперировать знаками, им доступны только образы.
Эффекторы могут быть зрительными, звуковыми, жестами и тактильными (сюда я причислил обоняние и вкус), естественными или искусственными, простыми и составными, статическими или динамическими.

Предложение – это траектория, соединяющая семантические объекты с помощью поля вопросов.
Смысл предложения, идея – это ориентированный граф в семантическом пространстве.
Например:
«В тарелке лежит ложка» или «Ложка лежит в тарелке».
Смысл один, а вопросов много:
Что лежит? Где лежит? Что делает?
Кто положил? Кто сделал?
Когда положил? На долго ли?
Это поле вопросов. Как в электромагнетизме и в гравитации.

С теологической точки зрения любое утверждающее предложение подобно Богу Отцу, это твердь, элементарная частица. Бог Сын – это поле вопросов, он бесконечно спрашивает Бога Отца. Это гравитационное поле. И Бог Святой Дух – это класс эффекторов, через которые мы всё воспринимаем мозгом, это электромагнитное излучение.

0

13

Владимир Липатов написал(а):

Воздерживаться надо было раньше.

Теперь Вы уже начинаете кусаться? Так Вы собственно что хотели бы от форума получить, безграничное одобрение и очередь за автографом или критические замечания, а может даже и спор по поводу Вашей концепции? Я так понял Вы хотите поддержки, убедиться в том, что Ваша работа не  бессмысленна для людей?
В наше информационное время каждый стремиться высказаться с надеждой быть услышанным, поддержанным и, конечно, одобренным. Вы ведь тоже этого хотите иначе бы Вы не стали привлекать к своему труду внимание на форуме, где обсуждаются несколько другие темы и если Вы предварительно об этом не навели справки, то это Ваше упущение.

Если человек, претендующий на некий прорыв в естествознании или другой дисциплине не готов к критике, даже к агрессивной, то на что он может рассчитывать, на одобрение его концепции разве что в клубе "Московское долголетие", тогда обиды прочь, подключаете свои знания в семантике и прочем и отстаивайте свою точку зрения. Кстати в результате таких мирных "баталий" Вы сами увидите свои промахи недочёты, что для Вас только лучше.

0

14

Наблюдатель написал(а):

Теперь Вы уже начинаете кусаться? Так Вы собственно что хотели бы от форума получить, безграничное одобрение и очередь за автографом или критические замечания, а может даже и спор по поводу Вашей концепции? Я так понял Вы хотите поддержки, убедиться в том, что Ваша работа не  бессмысленна для людей?
В наше информационное время каждый стремиться высказаться с надеждой быть услышанным, поддержанным и, конечно, одобренным. Вы ведь тоже этого хотите иначе бы Вы не стали привлекать к своему труду внимание на форуме, где обсуждаются несколько другие темы и если Вы предварительно об этом не навели справки, то это Ваше упущение.

Если человек, претендующий на некий прорыв в естествознании или другой дисциплине не готов к критике, даже к агрессивной, то на что он может рассчитывать, на одобрение его концепции разве что в клубе "Московское долголетие", тогда обиды прочь, подключаете свои знания в семантике и прочем и отстаивайте свою точку зрения. Кстати в результате таких мирных "баталий" Вы сами увидите свои промахи недочёты, что для Вас только лучше.

О чём вы говорите ? - задумайтесь!!!
Вместо обсуждения вопросов темы по существу - вы нападаете на меня лично!
Второе замечание вам.

0

15

Владимир Липатов написал(а):

вы нападаете на меня лично

Где Вы это увидели? Впрочем Ваше дело! Простите!

Владимир Липатов написал(а):

Второе замечание вам.

Думаю и последнее!  :sceptic:

0

16

Владимир Липатов написал(а):

может ли одно понятие породить новое понятие самостоятельно?

Нет, ибо понятие продукт анализа мышлением ума и окончательного выбора из проанализированного. При этом, выбора на основе прожитого опыта (Привнесённый интеллект).

0

17

Александр2312 написал(а):

Нет, ибо понятие продукт анализа мышлением ума и окончательного выбора из проанализированного. При этом, выбора на основе прожитого опыта (Привнесённый интеллект).

3.7.УРОК ПРО СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Существует интересный тип семантических отношений – это тип множественности. С одной стороны он соответствует появлению нового качества, а с другой стороны похож на агрегацию.
Вот примеры:
1. Дерево – Лес,
2. Ступенька – Лестница,
3. Зверь – Стая,
4. Животное – Стадо,
5. Капля – Дождь,
6. Снежинка – Сугроб…

Такой тип отношений достоин отдельного определения.
Кроме качества и устройства здесь присутствует идея сравнения по типу «мало - много», «один - множество».
С такой точки зрения мы имеем случай семантического умножения отношений:
«Множественность = Качество * Устройство».

Это даёт повод задуматься о существовании аналогичных случаев перемножения типов отношений.

Несмотря на то, что переходу количества в качество уделяется большая роль в диалектике, то в аналитической семантике этот тип отношений является вторичным.

Рассмотрим ещё 3 типа семантических сложных отношений (это гипотеза):
1. Соседство = Вариация * Устройство.
2. Принадлежность = Дополнение * Устройство.
3. Назначение = Вариация * Дополнение.

Например Соседство:
1. Платок – Голова,
2. Ковёр – Пол,
3. Покрывало – Кровать,
4. Полотенце – Вешалка.

Например Принадлежность:
1. Книга – Автор,
2. Танец – Танцор,
3. Музыка – Композитор,
4. Стихи – Поэт,
5. Предприятие – Директор,
6. Дом – Хозяин.

Например Назначение:
1. Шуруп – Отвёртка – Крутить,
2. Гвозди – Молоток – Забивать,
3. Деталь – Станок – Обрабатывать,
4. Тарелка – Есть,
5. Кружка – Пить,
6. Сковородка – Жарить,
7. Кастрюля – Варить.

Таким образом мы имеем 8 основных типов отношений и 4 составных типов семантических отношений.

0

18

Пока не вижу смысла отнести данное учение к религиозно-философской категории, что соответствует в моём восприятии учениям о человеке. Но как одно из направлений естественных наук, вполне достойное занятие, даже не грех учить со школьной скамьи.

+1

19

Владимир Липатов написал(а):

УРОК ПРО СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

При абстрактном восприятии разумом, где информация уже не анализируется мышлением ума, эти отношения имеют иную направленность: сложность выживания заменяет более простая жизнь, и бесконечно простая в конце-концов "вечная жизнь".
То есть, что логично для инволюции, не логично при эволюции. Что актуально на одном этапе развития, то не отражает сути явления в целом.
Что бы данное учение соответствовало Бытию Мироздания, надо постоянно учитывать во всех аспектах время, ту самую "Троицу" в религиозно-философском смысле: "откуда произошло-как развивалось-что получилось".

0

20

Александр2312 написал(а):

При абстрактном восприятии разумом, где информация уже не анализируется мышлением ума, эти отношения имеют иную направленность: сложность выживания заменяет более простая жизнь, и бесконечно простая в конце-концов "вечная жизнь".
То есть, что логично для инволюции, не логично при эволюции. Что актуально на одном этапе развития, то не отражает сути явления в целом.
Что бы данное учение соответствовало Бытию Мироздания, надо постоянно учитывать во всех аспектах время, ту самую "Троицу" в религиозно-философском смысле: "откуда произошло-как развивалось-что получилось".

Вся проблема происходит из ошибочного представления о добре и зле.
Это синтетические понятия.

Вот смотрите - берём диалектику:
Мы имеем пару дихотомий:
Приятное - Противное,
Полезное - Вредное.

Теперь по законам линейной алгебры перемножаем эту пару векторов. Получаем:
1. Приятное и Полезное = Мотивация,
2. Приятное и Вредное = Утешение,
3. Противное и Полезное = Лекарство,
4. Противное и Вредное = Страшилка.

С точки зрения богословия мы получили Святую Троицу и Дьявола.

0

21

Владимир Липатов написал(а):

Вот смотрите - берём диалектику:
Мы имеем пару дихотомий:
Приятное - Противное,
Полезное - Вредное.

Теперь по законам линейной алгебры перемножаем эту пару векторов. Получаем:
1. Приятное и Полезное = Мотивация,
2. Приятное и Вредное = Утешение,
3. Противное и Полезное = Лекарство,
4. Противное и Вредное = Страшилка.

В каббале иначе. Рассматриваются пары понятий:

- "горькое - сладкое" и "истина - ложь", и результат не столь однозначен, как в линейной алгебре. Что не удивительно: духовное а-логично.

Рассматриваются также четыре сочетания двух пар состояний "возможно/невозможно" и "намеревается/не намеревается" с точки зрения, что разрешено, что запрещено.

Владимир Липатов написал(а):

С точки зрения богословия мы получили...

Вспомнилось: на "брюки превращаются... превращаются брюки..." ©

Не серчайте, если можете.

0

22

Владимир написал(а):

В каббале иначе. Рассматриваются пары понятий:

- "горькое - сладкое" и "истина - ложь", и результат не столь однозначен, как в линейной алгебре. Что не удивительно: духовное а-логично.

Рассматриваются также четыре сочетания двух пар состояний "возможно/невозможно" и "намеревается/не намеревается" с точки зрения, что разрешено, что запрещено.

Вспомнилось: на "брюки превращаются... превращаются брюки..." ©

Не серчайте, если можете.

Ну если где-то рассматриваются пары, то это уже прогресс.
Одной рукой осталось падать до матриц и тензоров.

0

23

Владимир Липатов написал(а):

Одной рукой осталось падать до матриц и тензоров.

Забавное сочетание: "одной рукой осталось подать (не "падать" все же, наверное). :)
А почему не просто "рукой подать до матриц и тензоров"?
Зачем "одной", зачем "осталось"? Я так сразу даже не понял. Влияние семантической алгебры?

0

24

Владимир Липатов написал(а):

Вся проблема происходит из ошибочного представления о добре и зле.

Почему ошибочного? В моём восприятии, где это представление родилось из примитивного чувственного "чувства навыком приучены к распознанию добра и зла", развивалось осмыслением веры в постулаты, и привело к Воскрешению разумного ведения, как оно есть на самом деле, это далеко не ошибочное развитие психики. Ладно я, издревле традиция вещает о "древе познания добра и зла".

Владимир Липатов написал(а):

Теперь по законам линейной алгебры перемножаем эту пару векторов. Получаем:

Не соответствие с Бытием Мироздания, где: "Всё будет признано полезным весьма"! Почему?  Именно что вместо динамики Бытия рассматривается частный случай, как и геометрии по частным случаям расплодились.

Владимир Липатов написал(а):

С точки зрения богословия мы получили Святую Троицу и Дьявола.

И здесь я не могу согласиться с формулировкой, Дьявол часть Троицы: "Сатана-Дьявол-Бог", хоть и всё охватывающая, но часть. (начало-развитие-результат) И если она "Святая" (постигнутая), такого перечисления бы не вышло. Что семантическая алгебра может предложить по части термина "Святость"?

0

25

VladK написал(а):

А почему не просто "рукой подать до матриц и тензоров"?

Падать, потому что низ-верх ступеней-лестниц развития-деградации под-над разумевает естественный-искусственный подход к формированию выражения сути вещей.
Я понял, как изначально естественный порядок формирования слов и фраз замусорен ныне искусством красочного обмана, прежде всего себя, любимого. Аналогично и с "рукой", что символ  греха через дела. Можно было конечно просто промолчать, но тогда и ты бы не "почесал репу", например.

Важно видеть иное, в нас есть механизм, который без искусственного вмешательства психики, чем собственно и является "самость", способен семантически верно выстраивать как слова, так и фразы. Побольше доверия, ибо послеверие и доверие - ЕДИНЫ!

0

26

В этой связи, если алгебра полезна для анализа семантики, то рассчитывать на её применение при синтезе оной (применении) я бы на тысячелетия воздержался, пока не выработается эволюционно верный опыт. Это как с каждым новым запуском космического аппарата, всё точнее расчёты по их приземлению.

0

27

Ребята, всё классно. Нормальная дискуссия началась. Сейчас я добавлю масла в огонь.

Задание: Определите тип отношений между словами.
1. Скряга ? Транжира
2. Удар ? Блок
3. Любовь ? Война
4. Спокойствие ? Волнение
5. Город ? Село
6. Дом ? Подъезд
7. Ложка ? Вилка
8. Ограждение ? Стена
9. Банка ? Вода
10. Кресло ? Табуретка

8 УРОК 2-Й ПРО ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ Средний уровень

Ответы на задание предыдущего урока:
1. Скряга < Транжира, это Сравнение,
(Тратит * Мало) < (Тратит * Много),
2. Удар - Блок, это Полярность,
(Вид * Действия) – (Вид * Реакции),
3. Любовь \ Война, это Трансгрессия
(Причина * Рождения) \ (Причина * Смерти),
4. Спокойствие + Волнение, это Качество,
(Вид * Покоя) + (Вид * Движения),
5. Город > Село, это Сравнение,
(Жителей * Много) > (Жителей * Мало),
6. Дом % Подъезд, это Устройство,
Подъезд = (Часть * Дома), Дом % Подъезд,
7. Ложка & Вилка, это Вариация,
(Ложка & Вилка) = Столовый прибор,
8. Ограждение ^ Стена, это Наследование,
Ограждение ^ (Стена = Вид * Ограждения),
9. Банка # Вода, это Дополнение,
(Вид * Формы) # (Вид * Содержания),
10. Кресло > Табуретка, это Сравнение,
(Комфорт * Больше) > (Комфорт * Меньше)

Отношения можно рассматривать как операции над словами. Это значит, что указав слово и тип операции можно получить другое слово. Так ли это?
Операции над словом могут дать разный результат, могут не дать результат, а в некоторых случаях они недопустимы. Итак, пара, слово и операция бывают:
1. Однозначные, Многозначные,
2. Общие, Частные,
3. Структурные, Однородные,
4. Неопределённые, Недопустимые.

Могут возникнуть сомнения относительно парной природы понятий. Ведь есть такие слова, которые обозначают центральное или промежуточное значение. Тогда получается, что надо рассматривать не пары, а тройки понятий? Однако это не так.
Дело в том, что центральные или промежуточные понятия сами образуют пары. Например: «Центр - Периферия», «Норма - Исключение», «Серый - Цветной», «Середина – Край», «Нейтральное ­- Значимое» и так далее.

Необходимо объяснить – почему здесь уделяется большое внимание системе семантических отношений?
Дело в том, что если вы имеете разрозненные знания и факты в каких-либо областях, то они рано или поздно разрушат ваши представления, они уплывут.
Представьте себе 4 точки, которые находятся на вершинах квадрата. Только пока не соединяйте их линиями. Что происходит если вы получаете некоторые сомнительные факты? Эти точки начинают перемещаться как символы знаний в вашем сознании. Определения терминов начинают деформироваться и множиться. Это беда.
А теперь соедините вершины квадрата линиями – и вы получите устойчивую, жёсткую систему знаний. Эти линии и есть семантические отношения.

Задание: Приведите примеры для каждого случая пар слово-операция.

9 УРОК ПРО СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Средний уровень

Семантические тензоры – это интересный аппарат моделирования предметных областей, знаний. На прошлом уроке мы рассмотрели 8-мь типов семантических отношений. Их роль очень важна для правильного построения семантических моделей.
Запомните правило: В семантической модели параллельные связи должны быть одного типа и иметь одинаковую направленность.

Теперь посмотрите, как семантическая модель (тензор 4-го ранга, гиперслово) отражает схожесть математики и семантики:
1. Цифра, Буква,
2. Число, Слово,
3. Знак, Значение,
4. Выражение, Предложение,
5. Вычисление, Размышление,
6. Результат, Идея,
7. Задача, Произведение,
8. Решение, Смысл.

Рекомендация: Постарайтесь построить семантическую модель из какой-либо области знаний. Это может быть тензорная классификация. Не забывайте про правило параллельных связей.

10 УРОК ПРО ШАБЛОНЫ РАССУЖДЕНИЙ Средний уровень

При построении семантических тензоров нужно иметь правильно поставленный вопрос для исходного понятия или ряда понятий. 8 семантических отношений, операции семантического умножения и сложения, а также работа с рядами понятий, позволяют составить шаблоны для постановки вопросов:
1. Какими неотъемлемыми качествами, признаками или свойствами обладает это понятие?
2. Что является наиболее близким аналогом этого понятия?
3. Что является противоположностью этого понятия?
4. Какие понятия проявляются в большей или меньшей степени, чем данное понятие?
5. Какое понятие дополняет это понятие?
6. Какое понятие является частью или целым от данного понятия?
7. Какое понятие компенсирует или уравновешивает данное понятие?
8. Какое понятие является частным случаем или более общим от данного понятия?
9. Как называется то, что обладает этими свойствами одновременно?
10. Какой результат даёт объединение этих понятий?
11. Какой признак отличает эту пару понятий?
12. Какой признак объединяет эту пару понятий?
13. Какие понятия, сходные с этим понятием, образуют ряд понятий?
14. Какие понятия выходят из данного ряда понятий?
15. Какие признаки отличают понятия этого ряда друг от друга?
16. Какие признаки объединяют часть понятий этого ряда?

При построении семантической матрицы должна получиться структура со следующим (бинарным) распределением признаков:
1.  0 0,
2.  0 1,
3.  1 0,
4.  1 1,
Здесь 1 – признак присутствует, 0 – признак отсутствует.

Аналогично распределение признаков, для семантического тензора 3-го ранга:
1.  0 0 0,
2.  0 0 1,
3.  0 1 0,
4.  0 1 1,
5.  1 0 0,
6.  1 0 1,
7.  1 1 0,
8.  1 1 1.

Высший уровень

11 СИСТЕМА СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Высший уровень

Для начала я попрошу вас забыть всё, что вы знали о синонимах и антонимах из школьной, а тем более из институтской программы. Филологические классификации антонимов тут не помогут, а кажущееся сходство синонимов введут в заблуждение. Семантические структуры языка опираются на математический базис. Кроме этого, ряд ключевых понятий позаимствован из объектно-ориентированного моделирования, успешно применяемого в программном обеспечении.

Теперь надо уяснить, что никаких семантических троек, пятёрок, шестёрок или семёрок, нет и не может быть. Компьютеру, для решения огромного спектра задач, вплоть до моделирования миров, достаточно условных «0» и «1». Также и в семантике языка достаточно иметь только парные отношения понятий. Всё остальное – это неоправданные усложнения, далёкие от простой истины.
Приведу примеры того, как находить пары для кандидатов на тройку:
«Центр - Периферия», «Норма - Исключение», «Серый - Цветной», «Середина – Край», «Нейтральное ­- Значимое» и так далее. Поэтому надо внимательно относиться к смыслу слов.

Теперь пора вспомнить о типах отношений. Отношения или связи слов в семантических тензорах основаны на симметрии разного рода. Рассмотрим такие отношения:
1. КАЧЕСТВО (+).
(Однозначное, Общее, Структурное) Это означает появление качества, образование смысловой оси. Примеры: «Покой + Движение», «Тишина + Звук», «Темнота + Свет», «Точка + Прямая + Плоскость + Пространство». Там где «Отсутствие», там качества нет или его мало. Там где «Наличие» – качество проявляется в большем спектре и многообразии. Для «движения» - это направление и скорость. Для «звука» - это громкость, продолжительность и тональность. Это отношение формирует эмоциональный запрос.
2. ВАРИАЦИЯ (&).
(Многозначное, Общее, Структурное) Это разновидность. Пара однородных и равноранговых слов. Например: «Озеро & Пруд», «Листва & Хвоя», «Стол & Стул», «Собака & Кошка», «Ложка & Вилка», «Товар & Услуга». Группы таких понятий образуют классы общих понятий. Таким образом, это отношение обратно к отношению НАСЛЕДОВАНИЯ. Например: «Водоём ^= (Озеро & Пруд & Река &…)», «Столовые приборы ^= (Ложка & Вилка & Нож &…)».
3. ПОЛЯРНОСТЬ (-).
(Однозначное, Общее, Однородное) Это зеркальная антисимметрия, противоположность, компенсация. Здесь неявно фигурирует эмоциональная оценка. Например: «Чёрное – Белое», «Верх – Низ», «Левое - Правое», «Горячее – Холодное», «Позитивное - Негативное», «Положительное - Отрицательное», «Способность – Потребность». Группы таких понятий образуют классы новых смысловых осей некоторого КАЧЕСТВА. Например: «Чёрное – Белое = Контрастность», «Верх – Низ = Вертикаль», «Горячее – Холодное = Температура».
4. СРАВНЕНИЕ (> или <).
(Многозначное, Общее, Однородное) Это градация. Пара слов обозначает интенсивность, силу, степень или превосходство. Здесь тоже присутствует эмоциональная оценка. Группы таких понятий образуют класс количественной оценки. Например: «Много > Мало = Количество», «Сильно > Слабо = Сила», «Ярко > Тускло = Яркость», «Кресло > Табурет = Комфортность», «Громадный > Большой > Маленький > Крохотный = Размер # Компактность», «Очень > Чуть = Превосходство # Точность».
5. ДОПОЛНЕНИЕ (#).
(Однозначное, Частное, Структурное) Это ортогональность. Пары слов дополняют друг друга до появления смысловой плоскости. Оба понятия имеют взаимное предназначение. Пары таких понятий образуют новое понятие. Например: «Форма # Содержание = Предмет», «Причина # Следствие = Рассуждение», «Мужчина # Женщина = Пол человека», «Вопрос # Ответ = Диалог», «Задача # Решение = Урок», «Процесс # Результат = Способ», «Свойство # Состояние = Характер».
6. УСТРОЙСТВО (%).
(Многозначное, Частное, Структурное) Это агрегация. Пара слов типа «Часть % Целое». Например: «Деталь % Устройство», «Ветка % Дерево». Группы таких понятий образуют фрактальные структуры в которых ключевую роль играет масштаб. Например: «Комната % Квартира % Дом % Улица %…», «Буква % Слово % Предложение % Абзац %…».
7. ТРАНСГРЕССИЯ (\ или /).
(Однозначное, Частное, Однородное) Пара означает асимметричную противоположность имеющую характер либо упадка и ущерба, либо восстановления и компенсации. Это подключается явная эмоциональная оценка. Например: «Рождение \ Смерть», «Сигнал \ Помеха», «Постройка \ Развалины». Или, например: «Ущерб / Компенсация», «Поломка / Ремонт», «Болезнь / Лечение», «Ошибка / Исправление», «Война / Мир».
8. НАСЛЕДОВАНИЕ (^).
(Многозначное, Частное, Однородное). Это отношение типа «Вид ^ Подвид» или «Абстрактное ^ Конкретное». Группы таких понятий образуют уровни абстракций. Например: «Дорога ^ Улица», «Постройка ^ Здание», «Водоём ^ Озеро», «Растение ^ Дерево ^ Берёза».

Все 8-мь отношений делятся на однозначные и многозначные, на общие и частные, на структурные и однородные.
Однозначные: Многозначные:
1.Качество +, 2.Вариация &, - Общие, Структурные,
3.Полярность -, 4.Сравнение <>, - Общие, Однородные,
5.Дополнение #, 6.Устройство %, - Частные, Структурные,
7.Трансгрессия \/, 8.Наследование ^, - Частные, Однородные.

Однозначные отношения образуют пары, многозначные образуют множество вариантов. Общие отношения имеют общее характеризующее слово. Например: «Тишина + Звук» - акустика, «Верх - Низ» - вертикаль, «Озеро & Пруд» - водоём. Частные отношения не имеют такого общего характеризующего слова. Ещё отношения подразделяются на структурные и однородные.

С другой точки зрения – семантические отношения образуются из 3 пар:
1. Абстрактное – Конкретное,
2. Абсолютное – Относительное,
3. Однородное – Структурное.

1.Качество +, - Абстрактное, Абсолютное, Структурное,
2.Вариация &, - Конкретное, Абсолютное, Однородное,
3.Полярность -, - Конкретное, Относительное, Однородное,
4.Сравнение <>, - Абстрактное, Относительное, Однородное,
5.Дополнение #, - Абстрактное, Абсолютное, Однородное,
6.Устройство %, - Конкретное, Относительное, Структурное,
7.Трансгрессия \/, - Абстрактное, Относительное, Структурное,
8.Наследование ^, - Конкретное, Абсолютное, Структурное.

Типы семантических отношений являются проверкой правильности составления семантических тензоров: В семантическом тензоре параллельные связи должны быть одного типа и одинаковой направленности.

12 АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АЛГЕБРЫ Высший уровень

Это очень важный материал, однако я пока предпочитаю представлять его без специальных пояснений. Потому что считаю, что дополнительные слова могут только запутать читателя.

АКСИОМА О НЕОБХОДИМЫХ КРИТЕРИЯХ ИСТИННОСТИ:
Истина компактна, ортогональна, многомерна и фрактальна. Это необходимый критерий истинности знания.

АКСИОМА О ПРИЗНАКАХ:
Значение слова определяется взаимной комбинацией его смысловых признаков. Такое объединение признаков называется семантическим умножением.

АКСИОМА О ПАРНОСТИ ПРИЗНАКОВ:
Все признаки слов в семантике языка связаны попарно на основе семантических отношений. Такие пары признаков определяют смысловую ось и называются семантическим вектором.

АКСИОМА О СЕМАНТИЧЕСКОМ УМНОЖЕНИИ:
Семантическое умножение – это операция, которая позволяет подобрать слово на основе комбинации его признаков (множителей).

ТЕОРЕМА СОХРАНЕНИИ ПРИЗНАКОВ:
При семантическом умножении признаки понятий-множителей сохраняются в понятии-произведении.

ТЕОРЕМА О СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕНЗОРАХ:
Поскольку слово может иметь несколько признаков, каждый из которых может иметь несколько отношений, то из слов можно строить многомерные семантические объекты: вектора, матрицы и тензоры. Они обладают инвариантностью. Их можно умножать так, как это делается в линейной алгебре.

УСЛОВИЕ ИСТИННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО ТЕНЗОРА:
В семантическом тензоре все параллельные связи должны принадлежать к одному типу и иметь одинаковую направленность.

ГИПОТЕЗА ОБ ОСНОВНОМ СЕМАНТИЧЕСКОМ ТЕНЗОРЕ:
Поскольку все параллельные связи семантического тензора должны принадлежать к одному типу и таких типов всего 8-мь, следовательно, должен существовать основной тензор признаков, ранг которого равен 8-ми (2^8 = 256 признаков). Все остальные слова являются комбинациями этих признаков.

ТЕОРЕМА О СМЫСЛОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Поскольку смысл понятий опирается на признаки, а смысл признаков опирается на понятия, то всякая попытка изменения смысла слова ведёт к противодействию со стороны его признаков.

Отредактировано Владимир Липатов (2023-03-05 17:21:31)

+1

28

Где то я это писал, но повторю:
Смысл жизни человека заключается в 4 этапах:
1. Приобретение опыта и знаний,
2. Осознание опыта и знаний,
3. Применение опыта и знаний,
4. Передача опыта и знаний,

В этом смысл жизни человека в социуме.

0

29

Владимир Липатов написал(а):

Где то я это писал, но повторю:
Смысл жизни человека заключается в 4 этапах:
1. Приобретение опыта и знаний,
2. Осознание опыта и знаний,
3. Применение опыта и знаний,
4. Передача опыта и знаний,

В этом смысл жизни человека в социуме.

Здесь используется только 2 понятия  "опыт" и "знания". А если добавить "чудо" и "веру"?

От "желания получать" до "получать, чтобы отдавать" 4 этапа. (сверху-вниз). Путь Бога

1. Хохма (мудрость)
2. Бина (разум)
3. Тиферет (красота)
4. Малхут (царство)

4 мира АБЕА (снизу-вверх) Путь человека.

1. Асия         
2. Ецира
3. Брия
4. Ацилут

0

30

VladK написал(а):

Здесь используется только 2 понятия  "опыт" и "знания". А если добавить "чудо" и "веру"?

От "желания получать" до "получать, чтобы отдавать" 4 этапа. (сверху-вниз). Путь Бога

1. Хохма (мудрость)
2. Бина (разум)
3. Тиферет (красота)
4. Малхут (царство)

4 мира АБЕА (снизу-вверх) Путь человека.

1. Асия         
2. Ецира
3. Брия
4. Ацилут

Есть 4 компоненты человека:
1. Дух,
2. Душа,
3. Разум,
4. Тело.

Есть 4 возраста:
1. Детство,
2. Юность,
3. Зрелость,
4. Старость.

По возрасту есть 8 целей:
1. Впечатление и Общение,
2. Любовь и Свобода,
3. Власть и Достаток,
4. Мудрость и Слава.

0