VladK написал(а):Вы привели цитаты всех Св. отцов, или только одного? Если не будете подгонять чужое мнение под свое, то увидите, что и среди Св. отцов нет единого мнения на этот счет. Некоторые из них дух не считали высшей частью души.
по ссылке посмотрите - там все толкуют именно, как тело
https://bible.optina.ru/new:2kor:04:16
и здесь:
Василий Великий (329/30−379)
Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется
Кто желает себе добра, тот как можно сильнее будет заботиться о душе и всячески постарается соблюсти ее чистой и благородной, а на плоть мало обратит внимания, томится ли она голодом, борется ли со стужей и теплом, страждет ли от болезней или терпит от кого-нибудь насилие, при всякой скорби взывая и говоря словами Павла: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… Если же кто хочет пощадить и тело, как единственное достояние, необходимое душе и содействующее ей в земной жизни, то [и тогда] немного займется его нуждами — так, чтобы только поддержать его и через умеренное попечение сохранить здоровым на служение душе, а не позволять скакать от пресыщения.
Толкование на 2 Коринфянам 4:16 — толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/54/4/16/
Но и это все претерпеваемое нами не остается без отношения к будущей жизни. Будущая жизнь будет соответствовать духовному преспеянию здесь. Внешние же скорби усовершают дух. Пусть тлеет внешний человек! От этого, или при этом, внутренний обновляется по вся дни. Внешний человек — тело с потребным для него и с участию его; внутренний — дух и душа (Феофилакт, Экумений). Внутренний человек то же, что потаеный сердца человек (1Пет 3:4), дух самосознательный и свободный, с его отправлениями — страхом Божиим, совестию и неудовлетворенностию ничем тварным. Таков он в естественном порядке. Под действием же благодати он благоговейно предстоит Богу, с любовию созерцая Его в безмятежии, ходит неуклонно в заповедях Божиих, имея закон Бога своего в сердце своем, и за то преисполняется радостию о Дусе Святе, вкушает, сколько благ Господь и теряет вкус ко всему, что не Господне. Все эти проявления духа под действием благодати начинаются с первой минуты рождения в новую жизнь; но растут они и крепнут постепенно, более от благодатных воздействий, но немало и от внешних состояний человека. Благосостояние внешнее много может мешать совершенствованию его; скорби же внешние много помогают тому, держа дух в отрешении от всего и давая ему возможность всею полнотою своею принимать благодатные влияния и обращать все усилия свои на самовозрастание, не развлекаясь ничем сторонним. Это и разумеет Апостол, когда говорит, что когда внешний человек тлеет, внутренний обновляется по вся дни. Святой Златоуст говорит: «Каким образом тлеет внешний человек? — Когда терпит бичевания, гонения и другие бесчисленные бедствия. А внутренний как обновляется? — Верою, надеждою, ревностию. Чем более страждет тело, тем более душа имеет благих надежд и тем более просветляется, как золото, много искушенное действием огня».
Толкование на 2 Коринфянам 4:16 — толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/54/4/16/
Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)
Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется
Поскольку, говорит, мы знаем силу Божию и то, что Бог ныне освободит нас от опасностей, потом восставит нас просветленными, то не падаем духом и не отчаиваемся среди страданий. Далее — внешний человек, то есть тело, тлеет. Каким образом? Когда терпит бичевания, гонения. Внутренний же, то есть дух и душа, обновляется. Каким образом? Имея благую надежду и дерзновение, как терпящий и радующийся ради Бога.
Толкование на 2 Коринфянам 4:16 — толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/54/4/16/