О чуде в Кане Галилейской
Сказал Иоанн:: «было же тут шесть каменных сосудов для воды (ὑδρίαι), внизу согласно очищению (καθαρισμὸν) Иудейскому лежащих, по две или три меры».
Начнём с конца: с ёмкости упомянутых сосудов. Читающего текст «по букве», возможно, удивит такая приблизительность указания их объёма: ведь в греческом тексте говорится о метрите (митрете), мере жидкости, равной примерно 39,5 л, ведь четыре ведра – разница немалая. А может, и не удивит, и останется не замеченным на фоне самого́ чудесного факта превращения воды в вино.
Однако, как мы знаем, нет в Писании слов, сказанных напрасно. И если так, найдём, что евангелист сообщает нам вовсе не приблизительную, а совершенно точную меру. Как мы уже выяснили в своё время, слова Иисуса «где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я есмь посредине их» означают не «от двух и далее, и чем больше, тем лучше», но именно двое или трое, ибо «двое» – это малое духовное состояние (катнут), а «трое» – большое (гадлут). И, несмотря на то, что каждое из них содержит в себе много этапов, в общем аспекте других (исключая внутриутробный период) и нет, и до Второго пришествия не будет. И чётко, однозначно указано Его место: посредине. Иными словами, духовное возрастание происходит при Его посредстве.
Есть и другое толкование такой, якобы, неопределённости, и относится оно уже к другому аспекту. а именно – к кругооборотам душ (гильгулим). Сказано: «вот, всё это делает Бог (אֵל, эль) дважды, трижды с человеком»
И пишет Хаим Виталь в книге «Врата воплощений» (шаар hа-гильгулим), написанной со слов его учителя Ари:
А теперь выясним, какое различие есть между воплощением праведника и [воплощением] грешника, и из этого станет понятно то различие, которое находим мы в стихах [Писания] и речениях мудрецов, где порой мы видим, что происходит воплощение не более, чем в трёх гильгулях, как написано: «[вот, всё это делает Бог] дважды, трижды с человеком(гевер)», и как написано: «за три преступления Израиля и за четыре не пощажу (досл. «не возвращу») его» , и написано: «поминает вину отцов сыновьям до третьего и четвёртого [поколения]» . А в книге Тикуним (см. Тикун 69), находим, что «праведник воплощается до тысячи поколений» и подобные [слова]. Однако, сам стих [Писания] разъясняет, что четыре поколения – злодею, как написано: «поминает вину отцов… ненавидящих Меня». Но тем, «кто совершает милость – тысячи [воплощений] для любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои» .
Стих [Торы] говорит «поминающий вину отцов сыновьям [до трёх и до четырёх]» , и это означает, что с одной новой нефеш воплощаются до трёх старых (яшанот) нефашот, и они могут воплощаться вместе в одном теле со дня, когда оно рождается. И в этом случае их вместе – четыре нефашот. И в этом тайна [слов] «до четырёх», а также тайна [слов] «дважды, трижды с человеком», поскольку в одном человеке, который есть эта новая нефеш, могут воплотиться три нефашот, но невозможно, чтобы вместе воплотилось больше. Однако, возможно, что и меньше, поскольку возможно, что воплотится отдельно одна нефеш в одно тело, или одна нефеш воплощается с одной новой нефеш в одном теле, или отдельно две нефашот воплощаются в одном теле, или две воплощаются с одною новой, или три отдельно воплощаются, или три воплощаются с одною новой. Но большему количеству, чем это, войти в одно тело невозможно.
Вот, говорит Писание: «ведь всё это сделает Бог дважды трижды с человеком», и это означает, что в трёх первых воплощениях нефеш человека воплощается в тело одна, без какого-либо соработничества. Но если за три раза так и не обустроится, ей будет до́лжно возвращаться ещё в трёх воплощениях, но не одной уже, поскольку у неё нет силы, чтобы обустроиться, и потому она приходит в соработничестве с [другим] человеком (гевер), неким праведником, который ей помогает, чтобы поддержать его и лучшие указывать ему пути. И потому не сказано «три раза», поскольку это означало бы три первых раза, но сказано «дважды трижды», чтобы нам поведать, что во второй из двух раз, каждый из которых в себя включает три воплощения, с ним будет в соработничестве [другой] человек.
На ту же тему, но несколько в другом аспекте, пишет Бааль Сулам в п. 151 своего комментария на главу Цав из книги Зоhар (перевод не мой – если будет возможность, гляну, отредактирую):
Грешник не исправляется, пока не пройдет на себе три кругооборота. Как сказано: «Всё это сделает Творец дважды, трижды с человеком».
Первый кругооборот – в «народе земли», когда он, несмотря ни на что, удостаивается совершить возвращение до своей смерти. И тогда удостаивается подслащения сосудов, чтобы были способны принять света НаРаН.
Второй кругооборот – после того, как уже есть у него сосуды, пригодные для НаРаН, проходит кругооборот и совершает возвращение при жизни, удостаиваясь получения светов ВаК, и это нефеш-руах, уровень которых Хесед и Гвура.
Третий кругооборот. Он проходит кругооборот и совершает полное возвращение/покаяние (тшува), удостаиваясь Хеседа и Гвуры, поднимающихся к Хохме и Бине. И тогда он удостаивается нешама.
И эти два последних кругооборота могут прийти сразу, вместе, а иногда – друг за другом. И поэтому сказано: «Дважды, трижды с человеком». Но это не означает, что он обязательно совершит возвращение в любом кругообороте, но может пройти даже сто кругооборотов, пока не удостоится «первого кругооборота», то есть совершит тшуву до своей смерти. И все они считаются лишь одним кругооборотом. И также может совершить много кругооборотов, пока не удостоится получения нефеш-руах. И все они считаются «вторым кругооборотом». И то же самое – в третьем кругообороте.
На этом с ёмкостью сосудов пока всё.