Методологически неверно и по сути неразумно называть каббалу мудростью еврейской. Будучи Учением духовным, данным свыше, она шире, нежели принято считать в иудаизме, и в это станет очевидно, если сбросить шоры конфессиональных ограничений. Однако эта очевидность требует подробного разъяснения. Не знаю, когда мне это удастся сделать и удастся ли вообще, не знаю, а сейчас обозначу некоторые тезисы.
Тора начинается с буквы Бет, а заканчивается буквой Ламед. И это 11 букв, в то время как в алфавите иврита 22 буквы.
Скажу ли, что Торой представлена только половина Учения? Нет, там есть она, но сообщается о той, второй, весьма тонкими намёками и аллегориями, ибо акцентируется лишь то, что актуально для устроения желаний, в совокупности называемых "Исраэль".
И есть другая совокупность, как сказано: "есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести". И сказано: "Я есмь Альфа и Омега", и это две буквы из 24 букв греческого алфавита, которые дополняют состояния обрезания Исраэля сверху и снизу, обрамляя те 22.
Отсюда, в частности, увидишь, что противопоставлять обрамление тому, что посередине, тем паче отвергать, ссылаясь на его неактуальность, не менее неразумно.
Однако думается мне, что не увидят ни те, ни другие. И это нормально, поскольку (повторяю) сказано: "каждый оставайся в том звании, в котором призван". Однако сказано: ""но если и можешь" и далее - к таким и обращаюсь.