Эпизод 9. Силы/способности в действии. Второе путешествие Павла. Часть 12
После того как представители кесаря получили кесарево, конфлик был улажен в премудрости духа.
"10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую" (Деяния 17:10)
Полагаем постоянный читатель заметил, что духовный смысл, как правило, выстраивается вокруг нескольких ключевых слов, которые мы и анализируем.
Эти слова обладают особым смыслом; видно что они специально подобраны, дабы организовать нужную ассоциацию.
Первое слово, переведённое как "отправили" - екпемпо, употребляется всего два раза.
Ну, во первых, знакомая приставка "ек" говорит о движении изнутри - вовне, то есть о выходе Слова в лице Павла и Силы во вешнюю смысловую среду.
Во-вторых, посмотрим список его значений:
1) высылать, посылать;
Пример:(δῶρά τινι Геродот (ок. 484 — 425 до н.э.); ναῦς καὴ πεζὰς στρατιάς, πρέσβεις, ἐκπέμπεσθαι ἐς Μυτιλήνην Лисий (ок. 445-380 до н.э.); ἀμφοτέρους ὑπάτους Плутарх (ок. 46 — ок. 126))
ἀποικίας ἐ. Платон (427-347 до н.э.) — отправлять переселенцев, т.е. создавать колонии
2) выделять, испускать;
3) отсылать, выводить, увозить;
4) вызывать;
5) выносить;
6) вывозить, экспортировать;
7) удалять прочь, изгонять;
8) pass. умирать;
Мы намеренно выделили некоторые значения, и пояснения к ним.
Эти значения (переселение, вывоз, экспорт) описывают передачу посылки, защищённой от внешней смысловой среды, к адресату.
Мы не занимаемся подбором "понравившихся" значений и смыслов, а согласуем значения с учением, и другими местами Писания аналогичного содержания.
А именно: эта сцена дублирует высылку Павла из Дамаска, когда его спустили в корзине через стену города (Деяния 9:25).
Этот эпизод мы подробно разбирали в текущей теме, и остаётся напомнить, что данный образ говорит о премудрой маскировке Слова под проходной, ничтожный смысл, на который никто не обращает внимания.
За счёт этого он проходит незмеченным сквозь защитные стены плотского мировоззрения.
Опять же, мы имеем всё тот же принцип: кесарю - кесарево, плотскому - плотское. Только в этом случае, даже для плотского оно кажется ничтожным, недостойным внимания.
За примерами далеко ходить не надо: разбираемые нами "особые" слова, на всём протяжении темы приносят бесценный духовный результат.
Но они настолько замаскированы для плотского глаза, что он вообще не обращает на них внимания.
Или, например, термин "жена отца" который мы разбирали ранее.
Для языческого глаза нет никакой разницы между терминами "жена" и "жена отца".
Но если первый связан со Словом написанным, и соответствующим уровнем разумения по букве (плотского ученика), то жена отца обозначает писаное послание, поучение, наставление, исходящее от духовного отца.
Подобные примеры дырок в сите, через которые проходил Павел, осуществлялись в языческих городах.
Однако для неверующих Иудеев Писания, плотской уровень которых выше чем у язычников, подобные вещи невозможны.
Иудеи отличаются скурпулёзностью в букве и слове, и сита здесь нет.
Они действуют иначе: как духовные лицемеры и спекулянты, манипулируют пророчествами, выпячивают выгодное, и принижают невыгодное.
И лицемерие их - это духовное понятие, когда они манипулируют законом так, что к себе обращают его милостивую сторону, а к чужим - судную.
В этом и заключаеся их плотское состояние, то есть скрытый дуализм.
Вернёмся к нашей цитате:
"10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую" (Деяния 17:10)
Итак, первое слово говорит о скрытом выходе из противостояния, под видом пустякового утверждения, посыла, усыпляющего бдительность.
Поэтому дело происходит ночью.
Павел и Сила прибыли в Верию, и "пошли" в синагогу. Это второе слово, апеими, употребляется в Новом Завете всего один раз.
Чего ради нужно было привлекать уникальное слово для банального описания того, что они "пошли" в синагогу?
Ну давайте посмотрим, что в списке его значений особенного -
1) быть далеким;
2) отсутствовать;
3) нехватать, недоставать;
4) не быть в живых;
II
[εἶμι]
1) уходить;
2) переходить, перебегать;
3) возвращать (назад);
4) умирать;
5) проходить;
Общий смысл всех значений - это разные формы удаления от чего-либо, посредством чего - либо.
Речь об удалении от прежнего в познании, в сторону адекватного Иудаизма, в чём мы можем убедиться ещё раз, читая разобранное ранее место:
"11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12. И многие из них уверовали, и из Еллинских почётных женщин и из мужчин немало" (Деяния 17:1,12)
Причём это удаление - положительное, потому что вышли из внешней среды манипуляций и спекуляций со Словом и информацией.
Наконец-то Павел и Сила погрузились, вместе с принимающими их, в нелицемерную, заинтересованную, рабочую обстановку. И получили результат.
Само имя города Верия, напомним, связано со словами "выдающийся", "знатный", "богатый водою".
"13. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ" (Деяния 17:13)
И опять Иудейская гордыня и слепая ревность выливаются в манипуляции фактами, для возбуждения общественного мнения.
На этот раз выход из очередного защитного периметра происходит так:
"14. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там"(Деяния 17:14)
В это раз синодальный перевод оказался ответственным, и уделил внимание слову "еос", переведя его "как будто", - то время как остальные переводы вообще опустили это слово.
Между тем, это слово обыгрывает ещё один образ выхода из круга внимания язычников, которых возбудили Иудеи.
Павел как будто (в исходнике - "пока") делает вид что идёт к морю.
В символике Писания, море - образ невежественного воображения, порождающего разного рода заблуждения.
Другими словами, Слово в лице Павла маскируется под глупость и невежество; в предельном варианте - под юродивого, с которого нечего взять.
Это ещё один пример, как выходить из воинствующего круга нападок, стремящихся уничтожить твоё исповедание: перейти, в премудрости духа, к глупым (для этой аудитории) утверждениям, странным речевым оборотам, чтобы тебя сочли безумным, а значит - безопасным.
"15. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились" (Деяния 17:15)
Писание намеренно выделяет, что Сила и Тимофей не сопровождают Павла, и он будет в Афинах один.
Чтобы понимать, зачем это делается, следует заглянуть чуть дальше:
"5. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос" (Деяния 18:5)
Как видим, Писание само объясняет что сочетание Силы (утверждение закона верою), и Тимофея (путь духовного роста для язычников) составляет свидетельство для Иудеев.
Таким образом, отсутствие Тимофея и Силы в Афинах, является указанием что Павел будет проповедрвать язычникам.
И действительно, завязка этого события выглядит так:
"16. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
17. Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.
18. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20. Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21. Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" (Деяния 17:16-21)
С Иудеями не вышло ничего серьёзного, кроме общих рассуждений.
Зато дискусиия с философами, и поданные объяснения об Иудейском (целостном) познании Бога, составили величайшую проповедь к язычникам в Новом Завете.
Да, мы разбирали её на протяжении нескольких разделов - полный разбор см. отсюда https://uucyc.liveforums.ru/viewtopic.p … p=3#p47040
Поэтому не будем вновь заниматься этим, а кратко изложим основные вещи из проповеди Павла, для связности повествования.
Суть проповеди Павла отталкивается от первоначального наблюдения:
"16. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов" (Деяния 17:16)
Разбирая в проповеди глубинную сущность смысловых идолов, Павел показал философам, что идолы являются формой прибавления к Целому, и производит их абстрактное мышление, склонное по своей природе к произвольному членению естественной картины Бытия, и искусственной сборке из полученных частей собственной картины мира созданного Богом.
Павел предлагает Иудейский подход, то есть подход предложеный Богом для Его же познания.
Этот подход, оттталкивающийся от имени Я Есть, говорит, что всё потребное для познания уже распределено и разлито в самом Бытии: в его смысловых формах, процессах, и явлениях, которые содержат все необходимые, сущностные вопросы, и ответы на них.
С другой стороны, - учит Павел, - в самом человеке имеется совершенный набор инструментов познания, которым Бог снабдил нас для взаимодействия с познаваемой средой, по сказанному: "мы есть Его род" (стих 28).
Таким образом, и познаваемое, и познающий, созданы Богом взаимосогласованными.
Наконец, третий компонент - познание.
Здесь Павел делает упор на выстраивание целостного мышления, опирающегося на целостное сознание.
Сознание является органической частью всеобщей системы, отчего сознание должно смотреть на Бытие целиком, как оно есть, с пониманием что и оно учитывает тебя целиком, как ты есть.
А раз оно вмещает тебя целиком, то Павел делает главный вывод проповеди:
"25. и не требует служения [прибавка!] рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду [прибавка!], Сам давая всему жизнь [здесь: осмысленное существование] и дыхание [дыхание разумения, нешама] и всё"(Деяния 17:25)
И поясняет: раз вмещает целиком, то на практике осмысленная жизнь, и дыхание разумения, реализуются естественным образом, подаваясь само собой, в ходе самой жизни:
"28. ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»" (Деяния 17:28)
"Мы им живём", то есть естественное познание - это черпание ассоциаций и ассоциативных связей из естественной среды обитания, наполненной природными смыслами.
Ключевое слово для описания жизни в этой среде - движемся, кинео, которое мы подробно разбирали.
Огромный список его значений удивительным образом выстроен вокруг общего смысла: сдигать с места путём прибавления.
Другими словами, импульс в познании исходит от Бога, путём наведения внимания на уже существующие в естественной среде смыслы, которые ты не видел, не замечал.
То есть, на самом деле, он ничего не привносит отвне в целостную систему Бытия, а лишь перераспределяет внимание внутри.
Вывод к которому подводит Павел языческую философию - мышление должно выстраиваться в естественной смысловой среде обитания, путём развития ассоциативной наблюдательности.
Для этого не требуются искусственне усилия и изобретательство, загрязняющие внимание чуждым фокусом, а очищенное расслабленное внимание, ожидающее естественного импульса.
И наконец, Павел подводит проповедь к призыву покаяться, перемениться в мышлении, приняв Иисуса Христа, то есть Слово Целостности, как освидетельствованного и доказанного через воскресение из мёртвых Господа, и Судию вселенной.
Делая упор на доказательстве истинности Слова целостности через Его воскресение, Павел наводит внимание на факт наличия неразрывных, единоцелостных процессов, в которые мы встроены как их органическая часть.
Их невозможно уничтожить, погубить, разорвать, остановить, развернуть вспять.
Тем самым даётся понять, что мы Им движемся в нужном направлении независимо от того - знаем мы этого или нет, хотим или не хотим.
Наконец, разбирая последствия выбора в пользу естественого познания, проповеданного Павлом философам, мы показали что в своих посланиях он поясняет разницу между способностями и искусственными инструментами познания.
Естественное познание развивает способности, а неестественное - инструменты заменяющие способности. Так возникает цивилизация Каина, в которой мы живём.
Цивиизация способностей - это Тело Христово, где каждая способность есть член Тела, действующая во взаимосвязи и согласованности с остальными, и двигаюшая Тело в развитии:
"15. но истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос,
16. из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви"(Ефесянам 4:15,16)
Это - модель духовной цивилизации на земле, рассматриваемая в ментальном диапазоне, - а вовсе не модель богадельни в поместной церкви.
Тем не менее, поместные церкви на своём уровне "играют" в Тело, отрабатывая первоначальные навыки взаимодействия в физической команде.
Модель же Павла - глобальная, и вовсе не подразумевает физического контакта между носителями способностей. Это - схема взаимодействия в единой информационной среде, в рамках естественного познания.
Здесь, как всегда, Писание идёт на несколько шагов впереди, моделируя единый мир как условие духовного развития.
Но как к этому прийти, если наша цивилизация развивается по пути Каина?
Но если мы Им живём и движемся и существуем, то такой путь разития учтён, и разорвать процессы исправления невозможно.
Приняли ли философы проповедь Павла? Нет!
Спообно ли это остановить целостные процессы? Нет!
Это лишь удлиняет процесс исправления, но даже у долготерпеливого процесса есть допуски на растяжение.
Приближение к границам допусков сокращает долю свободного выбора в общем потоке предопределения.
Наступают жёсткие безвариантные уроки исправления, перетряхивающие цивилизацию до основания.
Но это уже другой разговор.
Продолжение следует
Отредактировано Ilia Krohmal* (2025-11-09 16:49:03)