Из https://chassidus.ru/philosophy/ginzbur … yosher.htm
Сферы и прямые —основные понятия каббалы Аризаля.
.
Сфера и прямая в душе человека аналогичны душе и духу. Душа — это природная душа. Дух — это моральные императивы.
.
Другой вариант объяснения: сфера — это природа. Прямая — это разум.
.
....Однако, чтобы раскрыть потенциал сферы, раскрыть потенциал природы — требуется прямая. Разум. Мораль.
.
...Сфера — природная душа (нефеш). Прямая — дух (руах)
Аризаль говорит, что несмотря на то, что первичная сфера выше, чем линия света, тем не менее, сфера в душе это только нефеш[9], а прямая — руах[10].
.
..Нефеш и руах — детство и зрелость
Нефеш это сравнительно детство, а руах — зрелость. Есть люди, которые ведут себя как маленькие дети, они не выросли, не повзрослели. Они ведут себя в соответствии со своими природными инстинктами. Но есть люди, которые уже начинают взрослеть. Соотношение между нефеш и руах это соотношение между детством и зрелостью.
.
...Уверенность требует зрелости
Уверенность, особенно активная уверенность, когда я способен встать и сделать что-то, требует большей зрелости. В корне слова багрут — зрелость — те же буквы, как и в итгабрут — «усиление». Для того, чтобы действовать — требуется сильный разум. Гиматрия слова багрут = Тора, ибо Тора поднимает человека над его первичной природой.
.
..
Адам яшар[15]
Самая важная книга каббалы Аризаля называется Эц Хаим, но есть другое издание писаний Аризаля, «маhадура батра[16]», и там есть книга, которая называется Адам Яшар. Эта книга, Адам яшар, объясняет основные понятия каббалы Аризаля.
.
Понятие адам яшар заключает в себе центральную идею каббалы Аризаля. Ибо относительно открытия святого Ари, вся каббала, которая была до него — это аспект сфер, включая даже каббалу самого большого каббалиста, предшествовавшего Аризалю — рабби Моше Кордоверо, РаМаК.
.
Сферы и прямая — хаос и тикун
Иногда даже говорят, что игулим и йошер подобны тоhу[17] и тикун. Мир хаоса, как бы ни была велика его мощь, находится в состоянии катнут, он незрел, он подчиняется своим природным инстинктам, он не разумен. Основное открытие Аризаля состоит в том, что нужно привлечь мохин, свет сознания, все время привлекать еще и еще свет сознания, чтобы исправить сердце, исправить эмоции сердца. В этом весь смысл счета Омера. Поэтому все книги Аризаля называются адам яшар.
.
....До Аризаля не было понятия итлабшут, было только понятие ишталшелут. Ишталшелут — это как кольца, еще кольцо, и еще кольцо. Ишталшелут — это цепочка, кольцо внутри кольца. Аризаль говорит, что вся предшествующая ему кабала была только ишталшелут, кольцо внутри кольца, природа. Итлабшут, то, что на языке хасидут называется авода[23], начиная с «мозг властвует над сердцем» — это йошер. Это также различие между эмуна и битахон, и между нефеш и руах.
.
***
.....В своем корне, возможно, неевреи выше, чем евреи? — Скорее всего, так оно и есть. Снова, вопрос, что это дает мне практически, сейчас, в данный момент времени?
.
Основная задача, на мой взгляд, это то, что рав говорил недавно во время урока Швии Шел Песах. «Леитпакед» и «леиткадем». Есть еще одно похожее слово — «леитмакед». Сосредоточиться. Наметить некоторую линию — кав — движения. И начать двигаться вперед.