ВладКу (иудею, каббалисту):
Экумени́зм — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движе́ние — движение за сближение и объединение различных христианских конфессий, один из механизмов межхристианских отношений. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям (в частности адвентистам).
Уже на одной из первых экуменических встреч было получено два важнейших результата.
1. Было установлено, что у всех религий совпадает, по крайней мере, одна заповедь: «Да не изуродуй души своей».
2. Была создана комиссия переводчиков-экуменистов , угнездившаяся на нейтральной почве, породившей когда-то все исходные религии. Они соглашались в главном – Вселенная есть творение Божества, и они удивительно быстро достигли соглашения по основному вопросу.
Но тогда же была создана и литания против страха, и книга Зоар – библиографическое чудо, хранящее великие секреты древнейших верований.
А когда стала близиться годовщина их трудов, они начала готовить Вселенную к величайшему озарению. В день своей седьмой годовщины они явили мирам каббалу.
«Книга достойная и значительная, – сказали они, – она способна заставить человечество воспринимать себя как творение Господа».
Говорили, что они извлекли на свет «великие бессмертные идеи из-под груза столетий», что они «заострили моральные императивы любого религиозного сознания».
Что есть религия? Древнейший и достойнейший способ понять смысл творения Господа – Вселенной! Ученые ищут закономерности среди событий. Задача религии – найти место человеку среди этих закономерностей».
Истинное учение свидетельствует, что жизнь исполнена радостей, угодных очам Господа, что знание, лишенное действия, – пусто. Все должны понять, что зубрежка канонов бессмысленна, – надувательство, если угодно. Истинное учение узнать несложно. Оно там, где само сердце подсказывает: «Я знал это всю жизнь».
Каббалу признали порожденной «притязаниями рассудка», утверждали, что страницы ее – чистый соблазн логики и гордыня людского рассудка. Сразу же начали появляться пересмотренные издания, что считались и с привычным фанатизмом, и с ханжеством. В этих трудах символика была привычной (крест и полумесяц, погремушка с перьями, двенадцать святых, тощий Будда и тому подобное), и скоро стало очевидным, что древние верования и предрассудки оказались не по зубам новому экуменизму. «Религия существует, она для тех, кто может сказать себе, – я не таков, каким хочу быть. Она не для сборища самоудовлетворенных».