Рабаш
Мера выполнения заповедей
Статья 25, 1986г. (фрагменты)
...Но Бааль Шем Тов сказал: “Не преувеличивайте в деталях”, – чтобы не отдавать все время и все чувства только этому. Поэтому насколько возможно, должен человек соблюдать заповедь во всех деталях и подробностях, но не преувеличивать при этом. …Потому что нам нужна наша энергия также для того, чтобы придать правильные намерения нашим действиям, в противном случае у нас не останется времени на намерение.
Намерение - это и есть то, где мы можем судить самих себя. А все дела в Боге соделываются, и далеко не сразу можно понять волю Бога в ответ на наши действия, которые по сути - лишь наш выбор и воля в намерениях.
Это значит, что мы должны думать также о намерении, как написано: “Создал злое начало, и создал Тору для его исправления”. И если так, мы должны отдавать время и усилия также и на намерение, – то есть видеть, насколько исправляется зло (наш эгоизм) посредством Торы и заповедей. Это значит, что должен человек проверять свое желание, называемое желанием получать: прошел ли часть пути, чтобы не пользоваться желанием получать и отдалиться от него, и насколько входит в работу по отдаче. То есть, должен человек каждый раз проверять себя, чтобы совершенно отчетливо знать величину ненависти, которую приобрел к своему эгоистическому желанию, и должен стремиться при этом к альтруистическим желаниям отдачи.
Внешнее исполнение заповедей Моисея для иудея не должно быть главным. Я уже не говорю о христианах, для которых все сводится к уподобленю образа Христа, как Бога во плоти человека, к жизни по духу.
Выходит, что неважно, какое действие выполняет человек, потому что все относится к одному, как написано: “Будь так же осторожен в исполнении легкой заповеди, как и тяжелой, потому что не знаешь, какова награда в них”. Поэтому, если выполняет человек заповедь Творца, то неважно какую из них выполняет, поскольку все мысли его – доставить радость Создателю. И даже из небольшого действия может человек извлечь большую радость, ведь главное не в значимости самой заповеди, а в ощущении величия и важности Того, Кто ее заповедал, т.е. – насколько человек возвеличивает Царя.
Ощущение величия и важности Творца наполняет человека радостью потому, что он доставил этим радость Создателю. И это ощущение раскрытия Творца.
И когда человек проверяет себя, – он видит, что обязан наполнить желание, чтобы у него было наполнение. Но один хочет наполнить свое желание тем, что его сердце просит. И это называется сладострастием. Другой должен наполнять желание других, – то, чего они требуют от него: одеваться, жить в квартире соответственно их запросам и т.п. И это уже определяется, как почет. А наполнять желание Творца, – то, чего Творец требует – это “выполнение Торы и заповедей”.
Но человек может спросить себя: “Настолько ли важна для меня работа ради Творца, чтобы я так уж чувствовал ее значимость? И почему после всех соображений я забываю все и оказываюсь в материальном мире, отключаясь от духовного, и тотчас же получаю работу по наполнению чужих желаний, а не желаний Творца? И это – несмотря на уже принятое мной решение, что желание Творца настолько важно, – важнее, чем наполнение мной своего желания. Происходит это от того, что когда беспокоюсь я о наполнении моего желания, – определяется это как страсть к наслаждениям, а когда стараюсь наполнить желания других, – как желание почета. И то и другое основано на моем себялюбии. Но состояние, когда я хочу наполнить желания Творца, – оно очень важно, поскольку я тогда выхожу из себялюбия, “животного” свойства, и называюсь тогда человеком, как сказано мудрецами: “Вы зоветесь “человек”, а не народы мира”.
Когда ощущаешь радость из раскрытия Творца - это и есть "жизнь по духу", и тогда исчезает ощущение времени и места так, что ощущение реальности мира с его страданиями и проблемами уходит.
Но человек может спросить себя: “Настолько ли важна для меня работа ради Творца, чтобы я так уж чувствовал ее значимость? И почему после всех соображений я забываю все и оказываюсь в материальном мире, отключаясь от духовного, и тотчас же получаю работу по наполнению чужих желаний, а не желаний Творца? И это – несмотря на уже принятое мной решение, что желание Творца настолько важно, – важнее, чем наполнение мной своего желания. Происходит это от того, что когда беспокоюсь я о наполнении моего желания, – определяется это как страсть к наслаждениям, а когда стараюсь наполнить желания других, – как желание почета. И то и другое основано на моем себялюбии. Но состояние, когда я хочу наполнить желания Творца, – оно очень важно, поскольку я тогда выхожу из себялюбия, “животного” свойства, и называюсь тогда человеком, как сказано мудрецами: “Вы зоветесь “человек”, а не народы мира”.