Владимир написал(а):Я не против, но давай будем последовательными. Если мы не уясним принципиальную. качественную разницу между понятиями нефеш и нешама, то как можно идти дальше? И - куда?
Повторяю ещё раз:
В триаде "нефеш, руах, нешама" эти духовные понятия перечислены в восходящем порядке, и их последовательность вхождения в сосуд никогда не меняется. Первому соответствует "душа", второму - "дух". С этим, к счастью, вопросов нет - об этом и сказано: "не духовное прежде, а душевное, потом духовное".
С третьим же куда сложней. Постараюсь пояснить, почему слово "нешама" переводить, как издавна принято, словом "душа", не следует, ибо это приводит к путанице и ложным выводам.
Возьмём предельно понятный пример из обыденной жизни. Всякому известно, что материя может пребывать в разных агрегатных состояниях, наиболее привычными из которых являются твёрдое, жидкое и газообразное. И если мы соотнесём
- твёрдое состояние с уровнем "нефеш", или "душой",
- жидкое - с "руах", или "духом",
- разумно ли газ, соответствующий в нашем примере уровню "нешама", называть "душой", то есть точно так же, как твёрдое тело? Естественно, нет, ибо у этих состояний совершенно различные свойства.
Другой пример. Возьмём три из имеющихся у обычного нормального человека способов восприятия: вкус, обоняние, слух. И здесь та же картина:
- вкус - нефеш, или душа,
- обоняние - руах, или дух,
- слух - нешама, или... что? Опять душа, сиречь вкус? Абсурд.
Но именно этот абсурд становится "нормой жизни", когда оба слова, нефеш и нешама, переводят одинаково: "душа". И самое интересное, что мир от этого не перевернулся и не перевернётся, так что пусть остаётся, как есть.
Со всем этим согласен.
Действительно, имеется проблема идентификации смысла понятия.
P.S. Более высокие духовные состояния, хая и ехида, тоже можно уподобить агрегатным состояниям "плазма" и "конденсат Бозе-Эйнштейна", либо способам восприятия "зрение" и "осязание" - как примеры качественных отличий по свойствам от трёх, упомянутых выше - но только как земная аналогия, для снижения порога противления новому, необычному, революционному. Но это так, к слову.
В Писании хайя употребляется в связке как с нефеш, так и руах.
Так что не понятно, почему оно выше.
Сегодня просмотрел заново употребления "нешама", - и вспоминаю как возникал вопрос об её идентификации.
23 места употребления - в чём проблема проработать?
Среди них найдуйтся посказки, потому что Писание так устроено.
Посмотрим на симметрию выделенных цветом слов:
"1. И отвечал Иов и сказал:
2. как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!
3. Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело!
4. Кому ты говорил эти слова, и чей дух [нешама] исходил из тебя?" (Иов 26:1-4)
"1. И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал:
2. жив [хайя] Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу [нефеш] мою,
3. что, доколе ещё дыхание [нешама] моё во мне и дух [руах] Божий в ноздрях моих,
4. не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесёт лжи!" (Иов 27:1-4)
Видно, что нешама связана с некой разумностью в изрекаемом слове.
Проверяем:
"7. Я говорил сам себе: «пусть говорят дни и многолетие поучает мудрости».
8. Но дух [руах] в человеке и дыхание [нешама] Вседержителя даёт ему разумение" (Иов 32:7,8)
Причём там стоит не "разум", а "разумение", "постижение", "понимание", - то есть речь о процессе.приведения в разум.
Получается, в паре руах - нешама, дух отвечает за результат, а нешама - за поиск.
Ещё проверяем:
"3. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое [почему, что является причиной?]
4. Дух [руах] Божий создал меня, и дыхание [нешама] Вседержителя дало мне жизнь [хайях]" (Иов 33:3,4)
Кстати, здесь же изъясняется хайя, как сособность познавать, рассуждать.
Но она во многих местах объясняется.
Ещё:
"14. Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух [руах] её и дыхание [нешама] её, —
15. вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов 34:14,15)
Опять они идут в паре, и опять описывется распад самой конструкции познания, именуемой человек.
Ещё:
"9. От юга приходит буря, от севера — стужа.
10. От дуновения [нешама] Божия происходит лёд, и поверхность воды сжимается" (Иов 37:9,10)
Здесь нешама упорядочивает, приводит к конкретике.
Ещё:
"26. Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
27. Светильник Господень — дух [нешама] человека, испытывающий все глубины сердца" (Притчи 20:26,27)
Опять то же самое: нешама приводит к разуму от Бога, то есть к духу.
В исходнике стоит - исследующий, ищущий.
В Новом Завете есть определение нешама.
Но сначала вопрос - почему именно в книге Иова наблюдается львиная доля изъяснений, почему такая концентрация употреблений - на Иова приходится 30% употреблений из всех книг Ветхого Завета!
Потому что главный вопрос книги Иова - слышу, но не вижу (Иов 42:5). Чего не хватает Иову, чобы увидеть?
Вот Иов и занимается самокопанием, само исследованием, где руах и нешама являются главными козырями в его споре с Богом.
Теперь определение нешама в Новом Завете:
"8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа" (Иоанн 3:8)
Остаётся дело за малым - дать определение дыханию духа понятными рассудительными словами.
Я бы назвал это влечением духа, то есть характерным вниманием духа, который обращает его на определённые вещи, ищет их.
А дух, как известно, ищет целостности, высшее проявение которой - видение панорамной картины, - той самой, которой не видел Иов.
Отредактировано Ilia Krohmal (2023-08-03 12:21:18)