«Рав Хуна говорит, что «ор» – это свет, а рав Йеуда говорит, что это вечер». И следует понять, в чем состоит спор. Дело в том, что с точки зрения сосуда, для того чтобы удостоиться света, вначале нужно ощутить тьму. Поэтому главное в свете – это тьма. А когда говорят с точки зрения высшего блага, а не с точки зрения сосуда, высшее благо называется светом, то есть днем.
И в этом смысл стиха: «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава» (Берешит, 27:22). Тело называется свойством Эсава, поскольку сразу же по рождении человека у него появляется злое начало. Поэтому оно является свойством Эсава, ибо он уже совершенен и знает, что такое добро, что такое зло.
А когда к нему приходит доброе начало и говорит ему, что есть другое добро, а не то, которое он знает, что называется «добро», он не желает слышать его голоса. Доброе начало говорит ему: «Грешники при жизни своей называются мертвыми» (Брахот, 18:2). А он не понимает, что оно говорит ему, и говорит прямо противоположное.
И об этом сказано: «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава». То есть благодаря голосу, голосу Яакова, то есть вечерней молитве, келим Эсава могут получить исправление, из тьмы превратиться в день, как сказано: «И будет: к вечеру будет день» Захария, 14:7).
~ Рабаш, ДС-370.