А К КАКИМ ИЗ СЕМИ ТЕЗИСОВ 1. רצון הוא שורש כל העולמות
2. הרצון הוא הכלי לקבלת האור
3. הפעולה היא תוצאה של הזדככות הרצון
4. אין רצון בלי כוונה, ואין כוונה בלי פעולה
5. הרצון לקבל צריך להפוך לרצון להשפיע
6. הפעולה הרוחנית היא תיקון הרצון
7. הרצון והפעולה הם אחד בעבודה הפנימית
МОЖНО ПОДОБРАТЬ АНТИТЕЗИСЫ С ОБОСНОВАНИЕМ, ЕСЛИ ОСТАВАТЬСЯ В СИСТЕМЕ КАББАЛЫ, НО ПРИ ЭТОМ ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИСТОЧНИКОВ 1. Труды Ари (как минимум, "Восемь врат").
2. Зоар с комментарием Сулам (21 том).
3. Труды Бааль Сулама: ТЭС, БШК, Предисловия, Шамати, статьи.
Вот антитезисы в рамках каббалистической системы, но с выходом за пределы указанных источников (Ари, Зоар с "Сулам", Бааль Сулам), с опорой на другие направления каббалы или альтернативные интерпретации:
1. Антитезис к: "רצון הוא שורש כל העולמות"
Антитезис: "שורש העולמות הוא האין-סוף, לא הרצון"
(Корень миров — Бесконечность (Эйн Соф), а не желание.)
Обоснование:
В лурианской каббале (но не только у Ари) Эйн Соф предшествует любому желанию, включая "рацон лекабель" (желание получать).
У раби Моше Кордоверо ("Пардес Римоним") акцент делается на сфирот как проявлениях света, а не желания.
В хасидской каббале (например, у Альтер Ребе) подчеркивается, что мир создан из ничего (йеш ме-айн), а не из желания.
2. Антитезис к: "הרצון הוא הכלי לקבלת האור"
Антитезис: "האור ממלא גם כלים שבורים, ללא תלות ברצון"
(Свет наполняет даже разбитые сосуды, независимо от желания.)
Обоснование:
В учении о "швират ха-келим" (разбиении сосудов) свет продолжал светить даже в хаосе.
У раби Нахмана из Бреслава есть идея, что Божественный свет безусловен ("Ор Гануз" — скрытый свет).
В каббале рава Ашага (нео-лурианство) есть концепция "аводат ха-левим" — службы без личного желания.
3. Антитезис к: "הפעולה היא תוצאה של הזדככות הרצון"
Антитезис: "פעולה יכולה להיות תוצאה של הרחבת הרצון, לא דווקא זיכוכו"
(Действие может быть результатом расширения желания, а не его очищения.)
Обоснование:
В хасидизме Хабад ("Тания") иногда важно усилить желание (рацон), а не только очистить его.
В каббале рава Кука духовное действие иногда требует прорыва ("комец ме-алеф"), а не постепенного зикука.
В практической каббале (например, у Виленского Гаона) внешние действия (мицвот) влияют на желание обратным путем.
4. Антитезис к: "אין רצון בלי כוונה, ואין כוונה בלי פעולה"
Антитезис: "יש רצון פנימי נסתר שאינו מגיע לכוונה או פעולה"
(Есть скрытое внутреннее желание, не переходящее в намерение или действие.)
Обоснование:
В Зоаре (но не в комментарии "Сулам") говорится о "рацон ха-камуц" (сжатое желание), которое остается потенциальным.
В учении рава Шломо Эльяшива ("Лешем") есть уровни желания, не воплощаемые в материи.
В каббале пророков (например, у Йехезкеля) "желание Творца" (рацон ха-Шем) иногда остается нереализованным.
5. Антитезис к: "הרצון לקבל צריך להפוך לרצון להשפיע"
Антитезис: "הרצון לקבל יכול להישאר ככלי לקדושה, בלי להפוך להשפעה"
(Желание получать может оставаться инструментом святости, не превращаясь в отдачу.)
Обоснование:
В каббале рава Цадока а-Коэна ("Цидкат ха-Цадик") эгоистическое желание освящается через намерение.
В хасидизме Пшисхи акцент на аводат ха-мидот — работу с неочищенными желаниями.
В литовской каббале (Виленский Гаон) иногда важно использовать "рацон лекабель" для изучения Торы.
6. Антитезис к: "הפעולה הרוחנית היא תיקון הרצון"
Антитезис: "תיקון הרצון מתרחש דרך הפעולה, לא לפניו"
(Исправление желания происходит через действие, а не предшествует ему.)
Обоснование:
В мидрашах (например, "Шмот Раба") говорится: "начинают делать — и тогда дается сила".
В каббале рава Нахмана "мицвата де-ло пасик" (заповедь без перерыва) формирует желание.
В практической каббале амулеты и имена меняют желание через физические действия.
7. Антитезис к: "הרצון והפעולה הם אחד בעבודה הפנימית"
Антитезис: "יש פעולות חיצוניות שמקדימות את הרצון הפנימי"
(Есть внешние действия, предваряющие внутреннее желание.)
Обоснование:
В Талмуде (Псахим 50б): "Человек должен всегда заниматься Торой, даже не ради нее".
В каббале рава Хаима Виталя (но не у Ари) есть идея "маасе будэ" — действия без намерения.
В хасидизме ("Ноам Элимелех") иногда действие пробуждает желание, а не наоборот.
Ключевой принцип антитезисов:
Эти идеи остаются в рамках каббалы, но опираются на:
Альтернативные школы (лурианская каббала вне Ари, хасидизм, литовская каббала).
Ранние источники (Зоар без "Сулам", мидраши).
Практическую каббалу (амулеты, имена).
Таким образом, они не противоречат системе, но расширяют её за пределы жестких рамок Ари-Бааль Сулама.