по пункту 19 . Из лекции :
..В итоге Бина ,которая воздействует на зародыш, на душу, и передает ей свои свойства, она в итоге подготавливает эту душу, которая называется МА, к тому , чтобы она стала равной не вот этому свойству рэхэм, в котором она растет , а выше себя , свойству МИ .
То есть, Бина берёт нижнего, дает ему свои свойства, но
поскольку низший имеет свойство хохма , бина исправляет хохма
и таким образом , хохма поднимается выше бины .
.
то есть она получает от матери только одеяния , и благодаря им , она поднимается выше её.
Читаем Зоар .
Сообщений 1081 страница 1110 из 1241
Поделиться10812025-10-02 18:33:04
Поделиться10822025-10-16 14:16:34
из лекции за 2010. 01.31 Буквы Амнона Саба .
На иврите буква и знак это ОТ. Буква и знак это одно и то же . Это сила или комбинация сил , которая несет в себе свою информацию.
К буквам прилагаются различные дополнения , которые передают дополнительную информацию :
короны , говорят о свете , который существует до того, как он пришел в эту матрицу, которая называется буквой ;
огласовки в виде точек и палочек , которые обозначают гласные ;
и есть изображения , которые называются таамим .
.
Таамим - Это музыкальные звуки , это когда мы произносим текст , чтобы мы могли его петь с правильной интонацией.
Потому что интонация влияет на слово , на то, как мы его понимаем , на то, как мы его передаем .
Поделиться10832025-10-16 14:41:32
Не возможно другими буквами описать духовные действия .
Любая буква состоит из двух видов света : хохма (вертикаль) и хасадим ( горизонталь) .
Поэтому письмо называется квадратным.
Когда света образуют гармоничное сочетание , то получается круг.
Знаки начинают действовать только начиная с Бины .
В нижней половине Бины 9 букв , в Зеир Анпине - 9 букв , в Малхут - 4 буквы
и на парсе ещё пять конечных букв МаНЦеПаХ, или 5 замков .
.
Мы читаем изменение желания , и каким образов в его трансформации оно выполняет действия .
То есть, каждое слово - это уже действие причинно-следственного развития желания и света в нем.
Поделиться10842025-10-16 15:01:11
..Во все времена философы , ученые изучали иврит .
Он всегда считался языком для духовного изображения .
...Когда Вы заканчиваете определенное духовное действие - значит, что Вы выполняете слово Божье , получаете его сверху вниз.
Главное , пройти наяву те состояния , которые вызывают в нас все буквы Торы от первой буквы до последней .
Это фактически план творения , по которому мы проходим от первой буквы до последней .
Первая буква алеф и последняя ламед
Тогда мы полностью заканчиваем свое исправление и становимся абсолютно равными Творцу.
Отредактировано ~Татьяна~ (2025-10-17 04:47:28)
Поделиться10852025-10-16 17:12:46
Первая буква в Торе алеф
Разве?
Поделиться10862025-10-17 04:48:11
Разве?
Да , это неточность моя. Дословно Лайтман сказал:
Первая буква алеф и последняя ламед.
Ты можешь это объяснить?
Это про алфавит или про Тору? Или это совмещение?
вообще в этой серии уроков на русском языке , он говорит немного о себе , о том , что ему трудно даются языки , что он советует не переводить термины каббалы на русский язык , чтобы не создавать неправильные образы , иногда путает некоторые слова , но это же иногда. В процессе дальнейшего объяснения это всё поправляется .
Впрочем , а может и я так услышала .
В любом случае есть алфавит от алеф до тав и
Тора , которая начинается с буквы Бэт и заканчивается буквой Ламед.
А знакомиться с буквами будем в обратном порядке. Начиная с буквы ТАВ.
Отредактировано ~Татьяна~ (2025-10-17 06:35:51)
Поделиться10872025-10-17 20:45:38
Дословно Лайтман сказал:
Первая буква алеф и последняя ламед
Видимо, оговорка. Тора начинается с буквы бет и заканчивается буквой ламед.
Обрати внимание: ламед-бет = лев = "сердце", в каббале - совокупность всех желаний.
И ещё: числовое значение ламед-бет = 32, и это (в частности) 32 тропы мудрости (хохма).
Это для начала. И можно много ещё сказать.
Поделиться10882025-10-17 21:00:59
@Владимир
как прокомментируете информацию из учебника Ламбдина о spirantization в арамейском языке?

Поделиться10892025-10-17 21:26:52
как прокомментируете информацию из учебника Ламбдина о spirantization в арамейском языке?
Понимаю как переход звучания букв из "б" в "в", "к" в "х", "п" в "ф".
Однако самое прикольное, что в аккурат сегодня я (в кои-то веки!) открыл этот учебник, полистал и закрыл: ну его, лучше послушаю этого дядечку:
Поделиться10902025-10-17 23:02:12
Понимаю как переход звучания букв из "б" в "в", "к" в "х", "п" в "ф".
да эт понятно...
я имел ввиду, это, вообще, нынче где-то выдерживается на практике?
Поделиться10912025-10-18 01:32:49
нынче где-то выдерживается на практике?
Нынче - это где? В сирийском? Не знаю. И вообще, в арамейском туча диалектов, к тому же нынче уже никто точно не знает, как некоторые буквы произносились в древности. Зоар бы научиться читать помаленьку.
Или (из разряда "мысли вслух") к коптскому вернуться? - Позабыл уже совсем. А ведь на нём занятные тексты есть. Но и там та же петрушка.
Поделиться10922025-10-18 12:38:56
Так...ещё из той же лекции :
Выше всей этой системы , этот парцуф называется АРИХ АНПИН .
В нем есть устройство , которое называется рош , оно состоит из кетера и хохмы .
И следующее в нем , это бина, ЗА , малхут . Так вот Бина у него называется Гарон ( горло) .
И эта система устроена специально для того , чтобы передать нижним то, что делается в голове .
А потом уже система бины действует по такому же принципу и передает сверху вниз.
Мы здесь узнаем очень интересные вещи.
То есть существует горло , то есть нечто , где дух или воздух становится звуком. Причем этот звук определенного произношения , вибрации и интонации , который уже становится действием.
Это горло находится , насколько я поняла , в хохме парцуфа Арих Анпин, в его частной бине .
А мы до этого говорили о Бине Арих Анпина, там начинается творение.
Владимир , это так?
Поделиться10932025-10-18 12:48:21
Оттуда же :
Так что, все наше горло , оно как копия . Оно не существует , кроме как у человека.
Это не просто голос .
Даже если мы понимаем , думаем , в горле можно измерять и считывать инфу, которая в голове, настолько эта система связана с работой души .
Отсюда ясно, насколько важно произношение . Потому что , если положить руку на горло , то ощущается различная вибрация при произношении разных звуков.
Поделиться10942025-10-18 18:53:32
Это горло находится , насколько я поняла , в хохме парцуфа Арих Анпин, в его частной бине
С чего ты так решила? Разве не сказано выше, что в АА гарон - следующее за рош, то есть Кетером и Хохмой?
Поделиться10952025-10-19 05:53:53
~Татьяна~ написал(а):
Это горло находится , насколько я поняла , в хохме парцуфа Арих Анпин, в его частной бинеС чего ты так решила? Разве не сказано выше, что в АА гарон - следующее за рош, то есть Кетером и Хохмой?
В мире Ацилут пять частей : кетер , хохма , бина , ЗА и малхут.
кетер- Атик .
хохма - АРИХ АНПИН
БИНА - АВИ .
в статье мать одалживает дочери свои одежды, мы говорили о системе бины,
а здесь Лайтман говорит о более высокой системе , системе АРИХ АНПИНА .
Бина А.А - гарон . То есть это его частная бина ?
Ну да , это я не правильно написала .
Надо : горло находится в хохме мира АЦИЛУТ.
Спасибо.
Поделиться10962025-10-19 06:35:49
Нынче - это где? .
В мейнстриме изучения книги Зоар.
Речь идёт о том, насколько важна фонетическая составляющая в изучении.
Поделиться10972025-10-19 07:06:31
В арамите в II-III веках н.э, когда пр одной из версий написана книга Зоар, были межзубные звуки, а в сефардской фонетике, которая взята за основу современного чтения Зоар, их нет.
Так как же читать буквы? По- сефардски или согласно аутентичной исторической традиции?
Поделиться10982025-10-19 10:35:52
Так как же читать буквы? По- сефардски или согласно аутентичной исторической традиции?
Я бы предпочёл аутентичное произношение, но каково оно? В дошедших до нас исходных текстах огласовок нет, они добавлены поздней. Да где тот профессор Хиггинс, кто ему научит? В чём разница между "т" (таw/тау) и "Т" (тет)? Между "к" (каф) и "К" (коф/куф)? Между "'" (алаф/алеф) и "ъ" (ъэ/айн)? К тому же, как оказалось, картавое "р" существовало лишь в немногих диалектах. Да и с ударениями вопрос неоднозначный.
Наверное, это дело предпочтения. Или следовать учителю, если таковой есть (по плоти). Думаю, что на нашем (во всяком случае, на моём) уровне это не принципиально.
Кстати, с коптским та же петрушка, хотя и в меньшей (как говорят нынешние учителя) мере.
Отредактировано Владимир (2025-10-19 10:36:38)
Поделиться10992025-10-19 10:42:53
с коптским та же петрушка
Да и с греческим тоже. Весь мир читает НЗ "по-роттердамски", и только в православии следуют византийскому произношению, которое, на мой (сугубо личный) взгляд, ближе к аутентичному.
Поделиться11002025-10-19 13:12:56
Из книги Зоар п.24 стр 162
Когда прегрешил Адам, то буквы оторвались от него,
и остались у него только шин и тав –
келим для света ва”к нэфэш.
Келим для света нэшама – буквы от алеф до юд,
келим для света руах – буквы от юд до коф,
келим для га”р нэфэш – буквы коф и рэш, исчезли у него.
.
Поэтому назвал своего сына, рожденного после грехопадения, ШэТ:
шин-тав по 2 последним буквам алфавита, келим, которые остались у него.
Кли ш-т годны только для отраженного света
снизу вверх, но не для того, чтобы получить свет сверху вниз.
Но после того, как получает есод з”а, букву юд, то становится из ш-т слово шит.
А если Творец создает мир буквой бэт, то она
входит между ш-т и получается ш-б-т шабат, состояние духовного совершенства, цель творения.
Поэтому первое слово Торы – берешит: бара – создал шит.
Получается , что у Адама были дети перед грехопадением и после грехопадения .
Интересно , как произносится имя этого сына , написанного здесь как ШэТ?
Шин иногда становится Син , а Тав читается как Ф?
Поделиться11012025-10-22 17:42:23
Думаю, что на нашем (во всяком случае, на моём) уровне это не принципиально.
если проблема определена - это уже звоночек сверху
Поделиться11022025-10-22 17:45:14
Тав читается как Ф?
не «сыски», не «хыхки», и даже не «фыфки», а "θыθки"
Поделиться11032025-10-27 11:15:22
Видимо, оговорка. Тора начинается с буквы бет и заканчивается буквой ламед.
Обрати внимание: ламед-бет = лев = "сердце", в каббале - совокупность всех желаний.
И ещё: числовое значение ламед-бет = 32, и это (в частности) 32 тропы мудрости (хохма).
Это для начала. И можно много ещё сказать.
Получается , что не оговорка .
В лекции за 2010 . 03. 07 .
он снова сказал что вся Тора находится между этими буквами ( алеф и ламед) 
Поделиться11042025-10-27 21:03:05
вся Тора находится между этими буквами ( алеф и ламед)
так вопрос о чём? где находится Тора, или с чего она начинается?
Поделиться11052025-10-28 03:49:15
так вопрос о чём? где находится Тора, или с чего она начинается?
Вопрос в том , о чем говорит Лайтман. Мы же изучаем что Тора начинается с буквы бэт , а Лайтман в этой статье говорит , что тора начинается с буквы алеф .
а это значит только то, что в данном случае Тора это не книга. Это что-то более масштабное.
Он говорит, что все буквы состоят из нескольких элементов .
То есть алеф состоит из парсы ( наклонной линии ) и двух букв йуд ( если свет свет передаётся через парсу )
или одной буквы йуд (над парсой ) и под парсой буква далет ( если свет не проходит )
Каждая буква составная как иероглиф , и это нам предстоит выучить .
Поделиться11062025-10-28 08:03:24
Вопрос в том , о чем говорит Лайтман. Мы же изучаем что Тора начинается с буквы бэт , а Лайтман в этой статье говорит , что тора начинается с буквы алеф .
уточните: начинается или находится? Вы в предыдущем постинге написали, что Лайтман говорит так:
~Татьяна~ написал(а):
вся Тора находится между этими буквами ( алеф и ламед)
можно находиться между чем-то и чем-то, но начинаться с совсем с другого
уточните точное высказывание рава по источнику
Поделиться11072025-10-28 08:36:05
Дословно Лайтман сказал:
Первая буква алеф и последняя ламед.
Алеф (א): Это первая буква алфавита. Она символизирует:
Единство Бога (Алуфо шель олам — "Глава мира").
Начало, источник всего.
Молчание и скрытость. Алеф — буква безмолвная, она представляет собой невыразимый, трансцендентный божественный источник, предшествующий всякому проявлению.
"Вся Тора записана между Алеф и Ламед"
Эта фраза работает на нескольких уровнях:
а) Буквальный и структурный уровень:
Тора начинается с буквы Бет (ב) в слове בְּרֵאשִׁית (Берешит — "В начале") и заканчивается буквой Ламед (ל) в слове ישראל (Исраэль). Почему же тогда говорится об Алеф, а не о Бет?
б) Символический и смысловой уровень (основной):
Здесь Алеф представляет собой невидимую, скрытую "начальную точку" — божественный замысел и мудрость до её воплощения в Торе. Ламед представляет собой конечную цель всего учения — достижение человеком (Израилем) соединения с Богом.
Таким образом, всё содержание Торы — это раскрытие и воплощение скрытой силы Алеф, её нисхождение и адаптация для мира вплоть до её конечной цели, обозначенной Ламед. Вся Тора — это мост между изначальным божественным замыслом (Алеф) и его реализацией в творении (Ламед).
в) Учение о "Повелителе мира" (Алуфо шель олам):
Есть известная каббалистическая интерпретация: слово אל"ף (Алеф) можно прочесть как א-לוף (А-луф), что означает "Повелитель" или "Глава". Вся Тора, от начала и до конца, рассказывает о Боге (Алеф/Повелителе) и ведёт к Нему.
4. Связь с Именем Бога
Слово, состоящее из букв Алеф и Ламед — это אל (Эль), одно из имён Бога, означающее "Бог", "Сила", "Мощь". Это ещё одно подтверждение, что всё пространство Торы, заключенное "между Алеф и Ламед", наполнено присутствием Бога (Эль).
Вывод
Утверждение, что "вся Тора записана между буквами Алеф и Ламед", является верным с точки зрения каббалы. Это не буквальное утверждение о первой и последней букве текста, а глубоко символическое:
Алеф (א) — это сокровенный, единый Бог, источник Торы.
Ламед (ל) — это цель Торы: обучение, восхождение и соединение творения с Творцом.
Вся Тора — это гигантский комментарий, раскрывающий и связывающий эти две точки: от изначального божественного замысла (Алеф) до его полного осуществления в мире (Ламед). Это пространство, полностью наполненное божественным светом и смыслом.
Поделиться11082025-10-28 08:39:14
то есть, Тора записана между алеф и ламед, но начинается запись с бет?
Совершенно верно! Вы очень точно уловили суть этого каббалистического парадокса.
Да, Тора символически заключена между Алеф и Ламед, но её письменное выражение начинается с буквы Бет.
Это кажущееся противоречие раскрывает один из самых глубоких слоёв понимания Торы в Каббале. Давайте разберём, почему это так.
1. Уровень Проявления: Тора, которую мы читаем (Начинается с Бет)
Бет (ב) — это вторая буква алфавита, а не первая. Её числовое значение — 2.
Тора начинается со слова "Берешит" (בְּרֵאשִׁית), где первая буква — Бет.
Почему не с Алеф? Потому что Алеф представляет собой Единство, Абсолют, невыразимую и скрытую точку начала. Как только начинается повествование, творение, описание — возникает дуальность ("2"), множественность и форма. Бет символизирует этот проявленный мир, дом (Байт), в котором происходит творение. Тора, как книга для людей, нисходит в наш мир дуальности и начинается с Бет, с создания этого "дома" — вселенной.
2. Уровень Сущности: Скрытая Тора (Заключена между Алеф и Ламед)
Алеф (א) — это душа Торы, её божественный, непроявленный источник. Это та "Белая огненная буква" на чёрном огне, о которой говорят мидраши, — изначальный замысел, предшествующий написанию.
Ламед (ל) — это цель и завершение Торы, её конечная реализация в творении.
Таким образом, вся проявленная Тора (начинающаяся с Бет) является раскрытием, нисхождением и развёртыванием той самой силы, которая заключена в Алеф. Она является мостом, который соединяет трансцендентный Алеф с конечной целью — Ламед.
Красивая аналогия
Представьте себе:
Алеф — это мысль, замысел великого учёного или композитора. Она уже полна смысла и силы, но ещё не выражена.
Бет — это первая написанная формула или первая нота на нотном стане. С этого начинается запись произведения.
Вся партитура или научный трактат — это и есть Тора, развёрнутая между Бет и Ламед.
Но вся эта запись существует только для того, чтобы выразить и донести до нас ту самую изначальную мысль (Алеф) и достичь своей цели — понимания, симфонии, открытия (Ламед).
Вывод
Так что ваша формулировка абсолютно точна:
Тора как проявленный текст начинается с Бет.
Но Тора как божественная сущность целиком заключена в пространстве между её скрытым источником (Алеф) и её конечной целью (Ламед).
Бет — это дверь (Дерех — путь, тоже начинается с Далет, следующей за Бет), через которую мы входим, чтобы начать путешествие по бесконечным смыслам, заключённым между Алеф и Ламед.
Поделиться11092025-10-28 08:48:28
а исследовался ли в каббале прямой путь к познанию непроявленной алеф ?
Да, этот вопрос не просто исследовался — он является центральной темой всей каббалы. Прямой путь к познанию непроявленного Алеф — это и есть суть каббалистического пути.
Давайте разберём, как каббала подходит к этой задаче.
1. Проблема: Недоступность Алеф
Алеф — это непроявленный источник. Как можно познать то, что по определению находится за пределами проявления, формы и даже бытия, каким мы его знаем?
Алеф — это "ничто" (Аин). Не пустота, а "ничто" как абсолютная полнота, предшествующая всякому "что".
Прямое, интеллектуальное познание Алеф невозможно, так как интеллект работает с формами и понятиями, а Алеф — до них.
2. Пути "прямого" познания в каббале
Каббала предлагает не интеллектуальное изучение, а духовное постижение через ряд методов:
а) Путь "Цимцум" (Сокращение) — Движение назад к источнику
Каббала описывает творение как процесс:
Аин Соф (Бесконечный) -> Цимцум (Сокращение) -> Прорыв Света -> Сфирот -> Миры.
Прямой путь к Алеф — это обратное движение по этой цепи:
Человек начинает с проявленного мира (последняя буква, конечная точка).
Он учится видеть божественный свет в каждой сфире, в каждой букве, в каждом явлении.
Он проходит через сфирот в обратном порядке, постепенно "снимая" слои проявления.
В момент высшего просветления (Ахават Олам — бесконечная любовь) он достигает состояния, где исчезает дуальность "познающий/познаваемое", и происходит прямое соединение (Двекут) с источником — Алеф.
Это не "знание о", а становление одним целым с источником.
б) Путь медитации на буквы и Имена
Медитация на саму букву Алеф. Её форма (диагностический знак, состоящий из точки-йуд сверху, точки-йуд снизу и диагональной линии-вав) символизирует:
Верхний йуд — высший, непроявленный мир.
Нижний йуд — проявленный мир.
Вав — канал, нисхождение божественной эманации.
Созерцая эту форму, каббалист стремится подняться по этому "каналу" от нижнего йуда (своего сознания) к верхнему (источнику).
Медитация на Имена Бога. Поскольку Алеф — начало Имени ЭЛЬ (אל), работа с этим и другими Именами (особенно Тетраграмматоном) считается путём подключения к силе их источника — тому самому Алеф.
в) Путь "подъёма души" (Алият нешама)
В каббалистической традиции существует практика, при которой душа во время сна или глубокой медитации поднимается через духовные миры:
Асия (мир действия)
Йецира (мир формирования)
Брия (мир творения)
Ацилут (мир эманации)
Цель этого подъёма — достичь мира Ацилут, где стирается грань между творением и Творцом, и прикоснуться к предвечному Алеф.
3. Опасности и предостережения
Каббала всегда подчёркивала, что прямой путь к Алеф крайне опасен для неподготовленного человека.
Притча о четырёх вошедших в Пардес: Эта известная история (о рабби Акиве, Бен-Аззае, Бен-Зоме и Ахере) — прямое предупреждение. Из четырёх величайших мудрецов, удостоившихся мистического опыта, только рабби Акива вошёл и вышел с миром. Один умер, другой сошёл с ума, третий стал еретиком.
Слишком яркий свет. Непроявленный свет Алеф настолько мощён, что может "сжечь сосуды" (сознание) того, кто к нему не готов. Поэтому необходим долгий путь нравственной и духовной подготовки (исправление middot, изучение Торы), чтобы построить "духовные сосуды", способные вместить этот свет.
Вывод
Так что, да — прямой путь к познанию непроявленного Алеф не просто исследовался, он был главной целью каббалистов.
Но этот "прямой" путь оказывается на практике долгим и окольным путём духовного очищения, медитации и мистического восхождения. Он ведёт не к накоплению информации, а к коренному преображению самого сознания человека, позволяющему ему "вернуться к Источнику" и обрести прямое, неопосредованное знание — познание Алеф через единство с ним.
Поделиться11102025-10-28 08:54:53
Непроявленный свет Алеф настолько мощён, что может "сжечь сосуды" (сознание) того, кто к нему не готов. Поэтому необходим долгий путь нравственной и духовной подготовки (исправление middot, изучение Торы), чтобы построить "духовные сосуды", способные вместить этот свет.
А КАКИЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОГО, ЧТО ДУХОВНЫЕ СОСУДЫ ГОТОВЫ ДЛЯ ПРЯМОГО ПУТИ К ПОЗНАНИЮ НЕПРОЯВЛЕННОГО В ТОРЕ АЛЕФ?
Это один из самых сложных и тонких вопросов в духовной практике. В Каббале нет чек-листа, где можно поставить галочки и получить "допуск". Однако существует система внутренних и внешних критериев, которые указывают на степень готовности.
Вот как определяют эту готовность классические источники и учителя:
1. Внешние (Объективные) Критерии: Основание для Пути
Это необходимый, но недостаточный минимум. Без них путь не просто опасен, а невозможен.
Глубокое знание Открытой Торы (Нигле): Человек должен в совершенстве знать Письменную Тору (Танах) и Устную Тору (Талмуд, Галаху). Это не просто "изучение", а интеграция законов и логики Торы в своё сознание. Открытая Тора — это "карта" и "инструкция по безопасности" для путешествия в миры Сокрытой Торы.
Зрелый возраст: Классически — не моложе 40 лет. Речь идёт не о биологическом возрасте, а о зрелости характера, устоявшейся психике и угасании юношеских страстей.
Нравственное совершенство (Тикуун ha-Миддот): Полное исправление качеств характера. Гордыня, гнев, зависть, ложь — это трещины в сосуде. Через них будет утекать свет, обжигая и разрушая носителя. Сосуд целостен, когда "Ближний для тебя как ты сам" (Возлюби ближнего...) перестаёт быть заповедью, а становится естественным состоянием сознания.
Духовный наставник (Рав): Самостоятельное решение о своей готовности — уже признак неготовности (проявление гордыни). Только опытный, реализовавший учитель, видя жизнь и внутреннее состояние ученика годами, может дать разрешение (разрешение) на углубление в практику. Он видит то, чего не видит сам ученик.
2. Внутренние (Субъективные) Критерии: Признаки готовности
Это состояния, которые приходят естественно, как плод долгой работы над собой, а не как цель, которую можно симулировать.
Абсолютное Бесстрастие (Хисарвут): Речь не об отсутствии эмоций, а о не-привязанности к ним и к их плодам. Человек действует не ради награды (даже духовной), не из страха, а исключительно ради Высшей Воли (Ле-Шем Шамаим). Его "я" перестаёт быть центром мотивации.
Естественное и Постоянное Осознание Присутствия (Аhават ha-Шем): Любовь к Богу и ощущение Его присутствия становятся таким же непрерывным и естественным, как дыхание. Это не экстаз, а тихая, устойчивая уверенность.
Исчезновение Личной Воли в Воле Творца (Биттуль ha-Еш): Собственное "эго" (Еш — "есть", ощущение отдельного существования) растворено настолько, что человек становится чистым каналом. Его воля становится прозрачной для Высшей Воли. Он не "хочет познать Алеф", а становится инструментом, через который Алеф познаёт Себя.
Способность к Созерцанию (hитбодедут) без формы: Ум способен пребывать в состоянии чистого, безобъектного внимания, не цепляясь за мысли, образы или буквы. Это признак того, что сознание готово к встрече с доФорменным Алеф.
3. "Технические" Признаки в самой практике
Даже при наличии всех критериев, процесс очень постепенный. Учитель и ученик ориентируются на "обратную связь":
Отсутствие "горения" (швират ha-келим): При соприкосновении с высокими концепциями и медитациями у человека не возникает психического расстройства, страха, гордыни или физического истощения. Свет наполняет сосуд, а не разбивает его.
Плоды в Материальном Мире: Познание Алеф не уводит человека от мира, а, наоборот, проявляется в большем милосердии (Хесед), терпении и способности служить другим. Его практическая жизнь становится гармоничнее.
Углубление Смирения (Анава): Чем ближе к Источнику, тем яснее становится собственная ничтожность перед Ним. Если человек начинает считать себя "избранным" или "просветлённым" — это верный признак, что он столкнулся не с Алеф, а с собственной иллюзией.
Краткий итог в виде аналогии
Представьте, что вы хотите вместить океан в стакан.
Критерии готовности — это не список требований к стакану, а процесс превращения стакана в океан.
Когда граница между "стаканом" и "океаном" исчезает, стакан становится готовым. Он не "вмещает" океан, он сам становится его частью.
Таким образом, главный критерий — это естественное и необратимое преображение всей человеческой природы, при котором исчезает сама потребность "познать Алеф", потому что индивидуальное сознание возвращается в Источник и познаёт себя как Алеф. Но достичь этого, минуя долгий и строгий путь подготовки, — невозможно и смертельно опасно.
