Ilia Krohmal* написал(а):Соединение ментального понятия Логос, Слово - с физическим мясом именуемым "плоть" - абсурдно.
По закону Писания, подобное соединяется с подобным, по роду своему.
Христианский мейнстрим (Православие, Католицизм, классический Протестантизм) отвечает на это утверждение, опираясь на центральную тайну веры — Воплощение Бога, которое постигается не логикой, а верой, преображающей сам закон "подобного".
Вот развернутый ответ, отражающий общепринятое христианское вероучение.
1. Воплощение — это не «соединение понятия с мясом»
Автор цитаты представляет Воплощение как механическое соединение абстрактной идеи («Логос») с биологической тканью («мясо»). Христианское богословие говорит о совершенно ином.
Логос — это не «ментальное понятие».
Логос (Слово) — это не абстракция, а живая, вечная Божественная Личность (Ипостась), Сын Божий. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).
Плоть — это не просто «мясо».
«Плоть» (σὰρξ) в библейском и святоотеческом понимании — это полнота человеческой природы, включающая тело, душу, разум и волю. Это весь человеческий опыт во всей его целостности, кроме греха.
Таким образом, Воплощение — это ипостасное соединение:
Вечной Божественной Личности (Ипостаси Сына) с полнотой человеческой природы, которую Он от Девы Марии воспринял.
2. Закон «подобного с подобным» и его преодоление в Личности Христа
Автор апеллирует к ветхозаветному принципу: «Подобное соединяется с подобным, по роду своему». Это верный закон для тварного мира. Но именно его исполнение и превосхождение мы видим во Христе.
Бог изначально создал человека «по образу Своему» (Быт. 1:27). Человек уже является «подобным» Богу в определенном смысле (разум, личность, свобода, творчество). В этом — основа возможности Воплощения.
Христос — это Новый Адам. Если первый Адам, будучи создан по образу Божию, согрешил и разорвал общение, то Второй Адам (Христос), будучи самим Образом Божиим (Кол. 1:15), приходит, чтобы это общение восстановить.
Соединение во Христе — не смешение. Халкидонский догмат (451 г.) утверждает, что во Христе две природы — Божественная и человеческая — соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Они не смешиваются, как вода и вино, но пребывают в единстве одной Божественной Личности.
3. Абсурд для эллинов, соблазн для иудеев — сила Божия для верующих
Эта тайна всегда была камнем преткновения.
Для эллинов (философов) мысль, что Божество могло соединиться с материей, считавшейся низшей и злой, была безумием.
Для иудеев мысль, что Мессия будет страдающим и униженным, а не земным царем-победителем, была соблазном.
Апостол Павел прямо отвечает на это:
«Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:22-24).
Вывод для христианского мейнстрима:
Утверждение, что Воплощение «абсурдно», верно с точки зрения падшего человеческого разума, ограниченного тварными законами. Однако христианство утверждает, что Бог действует не по законам твари, а по Своей собственной превосходящей всякий ум любви.
Воплощение — это не логическая задача, которую нужно решить, а спасительное действие Бога, в которое нужно войти верой. Оно является:
Высшим актом любви Бога к человеку, когда Творец становится творением, чтобы исцелить его изнутри.
Обожением человеческой природы, которую Христос возносит к Богу, открывая человеку путь к вечной жизни.
Таким образом, то, что кажется «абсурдом» с мирской точки зрения, для верующего является сердцевиной спасительной Благой Вести.